Чему меня научили

Дата публикации: 20 октября 2024

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Своих учителей я вспоминаю часто и всегда с искренней сердечной благодарностью. И задумалась, а чему главному научили меня они? Можно было бы ответить самой себе  максимально в общем ключе: научили любить музыку, научили трудиться и не лениться, научили не пасовать перед трудностями и находиться в постоянном творческом поиске, научили никогда не успокаиваться и не почивать на лаврах, научили… и так далее и тому подобное. А главное, что всё это – правда. Просто это довольно известные и очевидные вещи, а мне меньше всего хотелось бы здесь прибегать к помощи штампов и банальностей. Поэтому я расскажу о совершенно конкретных вещах.
На разных этапах учиться нужно разному. Было бы странно от маленького ребёнка требовать глубоких творческих открытий. Поэтому в детстве самое важное – дать профессиональную школу, фундамент, на котором потом всю жизнь будет строиться здание мастерства. Насколько высоким будет это здание — зависеть будет от самого ученика.
Чему меня научили
В школе меня научили работе с авторским текстом. Нотный текст — это то, чему всё посвящено в искусстве исполнителя, и уважение к тексту, то есть к авторскому замыслу, должно быть максимальным. Ноты во время занятий всегда должны быть рядом, если они не стоят на пюпитре – значит, они где-то неподалёку, чтобы в любой момент можно было свериться с ними. В школе меня учили тому, что техническое мастерство – это важно, что художественный результат не может быть достигнут без целого мощного арсенала ремесленных (в высшем смысле этого слова) навыков и умений. Но и на голой технике далеко не уедешь, поэтому одновременно и неразрывно учили работать с образами, со звуком, учили осознавать, что для чего делается и как влияет на воплощение авторского замысла.
Учили, как разделить работу на разные этапы и составные части, учили вдумчиво выстраивать свои домашние занятия, а не просто бессмысленно гонять подряд одно и то же; долго и планомерно учили ставить цели в самостоятельной работе. Учили выходить на сцену, справляться с разными состояниями собственной психики, учили правильно выстраивать день выступления, чтобы к моменту выхода на сцену достигнуть нужной психологической и физической формы.
Учили уважению к профессии и инструменту: например, я никогда не смогу поставить на рояль стакан воды, не смогу сесть за инструмент в грязной уличной обуви, не буду писать в нотах ручкой – только карандашом. Мне больно, когда рояль используют не по назначению, и не смешно, когда любым музыкальным инструментам ради забавных кадров наносят вред.
А в консерватории и далее учили примерно тому же, но уже на новом уровне самосознания. Многое, чему учили меня в школе, встраивалось в подкорку, и взрослея, я начинала понимать, почему так, а не иначе. Эти моменты прозрений бывали очень яркими, и они продолжились, когда я уже сама начала преподавать. В старших классах и в студенчестве уже не «меня учили», а «я училась». И тому, кто сам хочет научиться, можно помочь, а тому, кто не хочет, не поможет даже самый великий педагог. Я училась искать своё, а не кем-то рекомендованное, я училась выражать свои эмоции так, чтобы не утонуть самой в их бурных волнах, я училась узнавать границы своих возможностей, одновременно раздвигая их, иногда не зная, что делаю невозможное. Я училась принимать неудачи как часть взрослой жизни, но до конца так и не научилась. Зато научилась различать «моё» и «не моё», и здесь мне тоже помогли мои учителя, которые подсвечивали мои сильные стороны, одновременно маскируя и устраняя недостатки. А самое главное, чему я научилась, или меня научили, это быть моим учителям за всё благодарной.
 

Последние события

Оперетта «Царевич» в Музкомедии

Петербургский Театр музыкальной комедии представит концертное исполнение оперетты Франца Легара «Царевич». Показ состоится 24 декабря, он даст старт новому проекту театра.

Премию МХТ вручат весной

МХТ имени Чехова назвал дату вручения третьей «Премии Художественного театра», церемония пройдёт 28 марта. Об этом сообщил художественный руководитель — директор театра Константин Хабенский.

В Оренбургской области представили выставку «Тихий Дон. Обретение рукописи»

Выставка «Тихий Дон. Обретение рукописи» открылась в Историко-мемориальном музее Черномырдина в селе Чёрный Отрог Оренбургской области.