Как понять современную музыку

Дата публикации: 3 ноября 2024

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Нам кажется, что во все времена новая музыка сложно находила путь к слушателю. Сколько было гениальных композиторов, живших крайне сложно, несмотря на свой талант, и при жизни так и не нашедших заслуженного признания. Но с другой стороны: вспомним, что великий Бах, будучи церковным органистом, писал новую кантату для каждого религиозного праздника, то есть примерно ежемесячно! Она исполнялась всего однажды, а затем создавалась следующая, следующая, и так много лет подряд. Йозеф Гайдн служил придворным капельмейстером у князя Эстерхази и точно так же постоянно создавал музыку для многочисленных светских нужд княжеского двора. Таким образом, мы понимаем, что музыка в ту эпоху была понятна и приятна слуху с первого прослушивания. Правда, даже гениальному Баху ставили в упрёк, что, дескать, «он делал в хорале несколько странных вариаций, что приводило общину в смущение».
Да и в эпоху романтизма то и дело бывали случаи, когда великую музыку понимали не сразу. Опера «Кармен» Жоржа Бизе провалилась при первом исполнении, провалилась и опера Глинки «Руслан и Людмила», провалился балет «Лебединое озеро» Петра Ильича Чайковского. Список можно продолжать очень долго. А сейчас мы не представляем историю музыки без этих восхитительных страниц.
Как понять современную музыку
А вот к началу ХХ века, когда музыка начала свой путь в бескрайние эксперименты, ей действительно стало всё сложнее искать своего понимающего слушателя. В музыке начали преобладать диссонансы, то есть такие сочетания звуков, которые бессознательно раздражают; что для слушателя, привыкшего к канонам классической музыкальной гармонии, воспринималось как однозначная какофония. Слух европейцев веками привыкал к так называемым консонансам — то есть благозвучным аккордам, и вдруг композиторы нам предложили нечто резко диссонирующее! К такому резкому скачку эволюции музыкальной мысли ни наш слух, ни наш мозг оказался не готов. Возможно, когда-то люди массово начнут спокойно воспринимать и такие созвучия, но пока что этот процесс весьма далёк от завершения. Свидетельство тому — предпочтения широкого круга меломанов, которые по-прежнему, если им предложат выбирать из двух концертов, один с музыкой Чайковского, а другой с музыкой Пендерецкого, выберут Чайковского. И виной тут не только слуховая инерция, а сама природа восприятия звукосочетаний, ведь разделение на консонансы и диссонансы создано самой природой.
Сейчас нам кажется, что современная нам музыка настолько сложна, что, пожалуй, именно в наше время проблема пути новой музыки к слушателю достигла своего максимума. Композиторам не позавидуешь! Им всё сложнее пропагандировать свою музыку, потому что у широкой публики уже сложился стереотип: современная музыка — значит, некрасивая, дисгармоничная, трудная для понимания. К счастью, на самом деле это далеко не всегда не так, и музыканты это знают, и понимают, что без новой музыки невозможно. Проводятся фестивали современной музыки, исполнители вступают в сотрудничество с авторами и играют ту музыку, которая им кажется достойной исполнения. Безусловно, ни в одну эпоху не создавалась исключительно гениальная музыка, но шанс на появление настоящих великих сочинений есть и в наше время.
Но как же преодолеть этот сложившийся барьер между современной музыкой и слушателем? Мне кажется, можно, выстраивая концертную программу, наряду с любимыми классическими сочинениями ставить в программу одно-два современных сочинения. Они могут быть объединены одной тематикой, или по иным признакам сочетаться с основной программой. Современные сочинения даже могут быть посвящены исполнителю, и тогда он особенно охотно будет их исполнять. Ни исполнителям, ни слушателям не следует ставить лишних рамок в своей голове и отказываться от контактов с музыкой нашего дня. В конце концов, это эмоциональный отпечаток времени, и однажды историки будут судить по нашему времени в том числе по музыке, которая звучала в наши дни. Какое время, такая и музыка…

Последние события

Оперетта «Царевич» в Музкомедии

Петербургский Театр музыкальной комедии представит концертное исполнение оперетты Франца Легара «Царевич». Показ состоится 24 декабря, он даст старт новому проекту театра.

Премию МХТ вручат весной

МХТ имени Чехова назвал дату вручения третьей «Премии Художественного театра», церемония пройдёт 28 марта. Об этом сообщил художественный руководитель — директор театра Константин Хабенский.

В Оренбургской области представили выставку «Тихий Дон. Обретение рукописи»

Выставка «Тихий Дон. Обретение рукописи» открылась в Историко-мемориальном музее Черномырдина в селе Чёрный Отрог Оренбургской области.