Выдуманная встреча
Дата публикации: 27 октября 2024
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Мы с вами — в сердце музыкального барокко. Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель. Одногодки, выходцы из саксонско-тюрингских земель. Согласно нормам времени — отличные ремесленники, разносторонние эрудированные музыканты, блистательные исполнители-виртуозы. Врождённые способности, универсализм, мастерство, глубочайшие познания в музыке — всё это помогло им в жизни: Гендель сделал великолепную общеевропейскую карьеру, Бах — стал символом старой Германии. Впрочем, разность музыкального мироощущения гениев — тоже очевидна: ярость, преданность, любовь и власть у Генделя; жизнь, смерть, Бог и вечность — у Баха. И да: они никогда не встречались в жизни, хотя, как минимум, трижды пытались.
А в музыке?
Об отношении Генделя к музыке Баха мало что известно: «божественный саксонец» — во всю цитируя в сочинениях музыку современников и предшественников — к Баху, фактически, не обращался. А вот Бах испытывал живейший интерес к творчеству коллеги, исполняя его опусы при каждой оказии.
1705 год. 19-летний Гендель служит скрипачом и клавесинистом в оперном центре Саксонии — Гамбурге, а на досуге занимается сочинительством. И вот на суд публики представлена первая опера — «Альмира», написанная в подражание итальянским мастерам. В опере множество красивых номеров, в том числе — любовная ария короля Мавритании Раймондо. «Альмира» Генделя быстро завоевала популярность. Прекрасно её знал и Иоганн Себастьян Бах: опера произвела на него сильное впечатление! Иначе — едва ли Бах использовал бы музыку арии из оперы Генделя в своей 70-й кантате. И если у Генделя под эту музыку поют о любовном томлении, то у Баха — о вечности и верности «слову Христову».
Опера Генделя, посвящённая одному эпизоду из жизни мифической королевы Кастилии Альмиры, оказала вполне реалистическое воздействие на молодого органиста из Арнштадта — 19-летнего Баха. Ростки музыки Генделя обнаруживаются в ряде сочинений Баха. Вслушайтесь в линию басового голоса одной из арий оперы Генделя «Альмира». Эта же мелодическая идея обнаруживается в основной теме 21-й кантаты Баха — хоре «Умножались скорби в сердце моём, но утешения Твои услаждают душу мою».
С этой темой с течением времени происходили странные вещи. И кто на кого влиял — разобраться невозможно. Потому как мелодия, перекочевав из генделевского «баса» в верхний голос кантаты Баха, — оказывается центральной в трио Ациса, Галатеи и Полифема в кантате Генделя, написанной уже после «Альмиры». Мелодия звучит как последнее признание Ациса в любви перед тем, как циклоп Полифем обрушивает скалу на голову юноши…
Финальная «вишенка на торте» — кантата № 181 Баха, написанная лет через пять после «Ациса» Генделя. И здесь в арии — фактически на ту же мелодию — поётся текст: «О, каменеют души те, которые противятся ожесточённо Богу». И тут уж в пору задаться вопросом: так ли уж Бах не знал Ациса Генделя, погибающего от камня, брошенного — по воле богов — циклопом?! Любопытный штрих: мелодия поначалу даётся в аккомпанементе, а уж потом переходит к солисту. Совсем как четверть столетия назад в «Альмире» Генделя — вечного соперника и несбывшегося друга.
Последние события
Оперетта «Царевич» в Музкомедии
Петербургский Театр музыкальной комедии представит концертное исполнение оперетты Франца Легара «Царевич». Показ состоится 24 декабря, он даст старт новому проекту театра.
Премию МХТ вручат весной
МХТ имени Чехова назвал дату вручения третьей «Премии Художественного театра», церемония пройдёт 28 марта. Об этом сообщил художественный руководитель — директор театра Константин Хабенский.
В Оренбургской области представили выставку «Тихий Дон. Обретение рукописи»
Выставка «Тихий Дон. Обретение рукописи» открылась в Историко-мемориальном музее Черномырдина в селе Чёрный Отрог Оренбургской области.