С листа наизусть
Дата публикации: 9 ноября 2024
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Когда мы говорим, что мы что-то выучили, обычно подразумевается, что выучили наизусть. Конечно, проблемы игры наизусть — одни из самых актуальных для музыканта любого уровня, от самого начинающего до признанного мэтра. Хорошая музыкальная память — одна из самых важных граней одарённости, ведь до сих пор не принято, чтобы солист выходил на сцену и играл традиционный академический репертуар по нотам. И тут не могу не сказать, что из всякого правила есть исключения: например, великий пианист Святослав Рихтер в поздний период жизни играл исключительно по нотам, и это никого особенно не смущало. Также чаще всего по нотам мы играем музыку, созданную начиная со второй половины 20 века.
И сочинения, которые мы играем, очень разные. Они отличаются и по длительности звучания, и по богатству фактуры, и по гармоническому языку. Начиная с самых первых дней обучения нас учат запоминать музыку и воспроизводить её наизусть, даже если это всего лишь две-три повторяющихся ноты. Постепенно пьески усложняются и удлиняются. Существует несколько способов запоминания. Один из них условно назовём «запомнилось само»: в процессе разучивания и многократных повторов пьесы она сама, незаметно — раз, и удобно улеглась в памяти. Другой способ — аналитический. Надо проанализировать строение пьесы, заметить, есть ли где-то повторы материала, разметить гармонический план, отчасти это похоже на что-то вроде музыкального навигатора: здесь поворачиваем сюда, а здесь едем прямо. Есть также дополнительные виды памяти, например, двигательная, она же мышечная. Она помогает нам перевести многое в бессознательный режим, а также она включается в критические моменты: например, музыкант забыл на сцене текст, но почувствовал, что будто бы «руки сами вывезли» из трудного места. Это помогла именно двигательная память. Или, к примеру, есть зрительная память, которая даёт нам помощь в виде мысленного образа нотной странички.
Все эти составные части большой системы работают в комплексе, и у разных людей процесс происходит в разном темпе. Поэтому очень важно знать свои возможности в плане сроков выучивания произведений. Надо ставить эксперименты, давать себе сверхзадачи выучить что-то в кратчайший срок, в авральном режиме. А когда включён авральный режим, это означает, что ты буквально дни и ночи напролёт живёшь с сочинением, не отключаясь мысленно от работы ни на минуту. И даже во сне происходит важная часть работы — ведь именно во сне новая информация укладывается на нужные полочки в мозге. Когда-то я так в режиме эксперимента выучила Четвёртый концерт Рахманинова с нуля за две недели и сыграла с оркестром. С другой стороны, однажды меня постигла неудача: его же Первый концерт во второй редакции не покорился мне в назначенный срок, а срок был примерно месяц. Уж очень сложный текст во всех смыслах. Эта неприятная ситуация стала для меня дорого доставшимся уроком.
Всё, что было выучено в юности, помнится головой и руками очень хорошо. Всё, что выучивается сейчас, держится в голове не так плотно и не так долго, требует чуть больше времени на повторение после перерыва. Тем не менее, и сейчас мой репертуар регулярно пополняется новыми сочинениями, некоторые из них также входят в самый востребованный репертуар.
Когда же требуется вспомнить произведение после некоторого перерыва, я обязательно беру ноты, даже если помню его очень хорошо. Вообще всегда держать ноты рядом — это золотое правило музыканта. И не только из боязни забыть текст в самый неподходящий момент, хотя и этот повод очень важен. А потому, что по прошествии некоторого времени, став немного опытнее, можно в нотах заметить что-то, что раньше не видел. Осознать эту находку, и на основе её принять какие-то новые исполнительские решения. Не допустить «замыливания» текста в памяти, если вдруг с прошлого исполнения вкралась какая-то ошибка.
Очень интересно возвращаться к сочинениям спустя много лет, иногда даже спустя пару десятилетий. Вроде та же музыка, но в то же время она стала объёмнее, понятнее. Вот почему некоторые исполнители, прожив долгую славную творческую жизнь, по нескольку раз записывали на диски одни и те же сочинения — спустя годы концертной деятельности они их слышали иначе, чем в юности. Впрочем, даже если не делать пауз и играть что-то от сезона к сезону, как те же концерты Рахманинова или Чайковского — у меня не бывает ощущения усталости от конкретной музыки. Всегда что-то в ней волнует меня, как в первый раз, или даже сильнее, потому что со временем все больше и глубже любишь музыку и всё больше восторга вызывает её величие.
Последние события
Оперетта «Царевич» в Музкомедии
Петербургский Театр музыкальной комедии представит концертное исполнение оперетты Франца Легара «Царевич». Показ состоится 24 декабря, он даст старт новому проекту театра.
Премию МХТ вручат весной
МХТ имени Чехова назвал дату вручения третьей «Премии Художественного театра», церемония пройдёт 28 марта. Об этом сообщил художественный руководитель — директор театра Константин Хабенский.
В Оренбургской области представили выставку «Тихий Дон. Обретение рукописи»
Выставка «Тихий Дон. Обретение рукописи» открылась в Историко-мемориальном музее Черномырдина в селе Чёрный Отрог Оренбургской области.