Во имя Музыки

Дата публикации: 20 апреля 2025

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Музыкальные посвящения бывают разного толка: от откровенного дара композитора интересующей персоне до зашифрованных посланий, над разгадкой которых безуспешно бьются поколения. Наша история — случай уникальный: это гораздо большее, чем почтительное приношение придворного композитора в адрес патрона. Чтобы в этом убедиться, достаточно просто открыть партитуру.
Праздничной токкатой, сияющей в ореоле старинной меди, открывается знаменитая опера Клаудио Монтеверди «Орфей». Точнее — «сказание на музыке», ибо на заре XVII столетия слово «опера» ещё не использовалось. Что это: увертюра, которую привыкли слышать в начале спектакля завсегдатаи оперных театров? Едва ли. Это знак. Образ и символ величия тех, с чьей подачи и при поддержке которых «Орфей» был написан и с успехом поставлен в покоях Мантуанского дворца в далеком 1607 году. Кто они?
Во имя Музыки
Мантуя конца XVI века. С моста, переброшенного через реку, открывается прекрасный вид. Мощные крепостные стены, строгий замок с башнями, колокольни церквей и недавно выстроенный дворец — благородное здание с изысканными аркадами и зубцами в виде хвостов ласточки. Это владения одной из самых блестящих княжеских династий эпохи Возрождения — герцогов Гонзага, властителей Мантуи и Монферрата
Нынешний правитель Мантуи — его Светлейшее высочество Винченцо Первый Гонзага. Ему немного за тридцать, он довольно молод, розовощёк, щёгольски одет и по последней моде носит остроконечную бородку и лихо подкрученные усики. Винченцо обожает роскошь во всех её проявлениях, увлекается мистикой, алхимией, и считает себя настоящим знатоком и покровителем искусства.
Имеет право! У герцога новый театр и собственная труппа. При дворе трудятся известнейшие поэты, художники и музыканты, а на приобретение картин и декоративных предметов роскоши Его Светлость изволит тратить целые состояния, не обращая внимания на стремительно пустеющую казну. Можно лишь представить, в какое восхищение пришел Винченцо Гонзага после того, как во Флоренции на помпезных торжествах по случаю бракосочетания Марии Медичи (родной сестры герцогини Гонзага) и Генриха IV лично увидел и услышал модную новинку — так называемую «драму на музыке».
Недолго думая, Винченцо загорается такой же идеей, ведь негоже Мантуе отставать от «заклятых» флорентийских родственников! А реализацию проекта возлагает на сына Франческо.
И вот по заказу наследного принца Гонзага придворный музыкант Клаудио Монтеверди во всю трудится над первой в своей жизни оперой, которая прославит его в веках. По задумке автора, спектакль открывается фанфарой — музыкальным приветствием покровителей, князей Гонзага. А при издании, конечно же, будет почтительно указано, что опера посвящена Светлейшему синьору Гонзаге, принцу Франческо (вероятно, в надежде на дальнейшую успешную службу при дворе). Композитор ещё знает, что три года спустя адресат посвящения без тени сожаления вышвырнет его из Мантуи. Но это будет потом. А пока — премьера оперы и колоссальный успех для «маэстро ди капелла» Клаудио Монтеверди.
За сим можно было бы и закончить историю посвящения оперы «Орфей». Но есть деталь в виде тайного послания современникам и потомкам. Сочиняя «Орфея», Монтеверди аккумулировал все собственные достижения и открытия, а также глубокое убеждение в том, что основная задача музыки — волновать и трогать сердца. В этом — главный посыл оперы. Именно Музыка в виде аллегорического персонажа начинает спектакль:
Я Музыка, чьи звуки так нежны,
Покой даю взволнованному сердцу,
И самые холодные умы,
Могу воспламенить и гневом, и любовью.
Музыка новой эпохи, в которую так верил Клаудио Монтеверди, и есть тайный адресат посвящения оперы «Орфей».

Последние события

Новые участники дерзкой кражи

Полиция Нидерландов задержала двух новых подозреваемых по делу о дерзком ограблении исторического музея Дренте. Оно произошло в конце января, украденные экспонаты до сих пор не нашли.

Газета, объединившая эпохи

Президент России Владимир Путин направил поздравление коллективу редакции и читателям «Литературной газеты» по случаю 195-летия издания.

Фабрика-кухня в Самаре стала лучшей

Редакция газеты The Art Newspaper Russia объявила лауреатов XIII ежегодной премии за 2024 год. «Музеем года» стала Фабрика-кухня — филиал Третьяковской галереи в Самаре.

Поиск по сайту