Люди в музыке. Звукорежиссёры
Дата публикации: 10 февраля 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Приходит музыкант в студию, чтобы делать запись. Там сначала идёт подготовка, настройка микрофонов — как их расставить, как выставить все параметры на пульте. Звукорежиссер находится в аппаратной и определяет наилучшее расположение и чувствительность микрофонов — эти для басов, эти для высоких частот, эти близкие, эти подальше — для эффекта объема помещения. Так они должны стоять все дни, пока записывается диск. Для каждого инструмента свои точки — для фортепиано соло одни, для квартета или оркестра — совсем другие.
Начинается запись. Звукорежиссёр из создателя объемной звуковой картинки сразу превращается в педагога. У него под рукой свой экземпляр нотного текста, и он во время записи дубля ставит там метки — плюсы, минусы и номер дубля. В конце записи ноты испещрены карандашными пометками.
Звукорежиссёр после каждого дубля подсказывает исполнителю, что можно исправить, где была неудача, а где наоборот, вышло и качественно, и вдохновенно (что в условиях студии требует особого мастерства). Музыкант приходит в аппаратную, слушает результат собственной игры, ужасается, идёт обратно и пытается хоть что-то с этим сделать…
Звукорежиссёр не теряет концентрацию ни на долю секунды. Здесь у исполнителя случилась фальшивая нота, а здесь банкетка скрипнула, здесь педаль звякнула, а здесь муха у микрофона пролетела (редко, но и такое бывает!) — и на отслеживание всего этого — помимо художественного результата! — должны быть настроены эти фантастические уши! Я всегда говорю, что слух у звукорежиссёра как у летучей мыши — он слышит то, что обычному человеку недоступно.
И все же звукорежиссёр — прежде всего не ловец фантомных стуков и скрипов, а настоящий музыкант с прекрасно развитым вкусом. Он подсказывает исполнителю звуковые решения, следит за естественностью фразировки и так далее, то есть фактически помогает артисту услышать себя со стороны — ведь студийное время ограничено и после каждого дубля из студии в аппаратную не набегаешься. Артист ему за это очень благодарен, и главное в совместной работе — это совпадение вкусов, доверие друг другу. Звукорежиссер — обладатель огромного музыкального кругозора и одновременно технических знаний о звуке и аппаратуре. Часто он ещё и монтирует запись после сессии — и это отдельная долгая и кропотливая работа.
Это одна из самых творческих, интересных и глубоких музыкальных специальностей, мастера которой вызывают мое абсолютное восхищение!
Последние события
900 кинозалов переоборудуют в малых населенных пунктах России
Обновление и переоборудование кинозалов в населённых пунктах России численностью до 50 тысяч человек стартует в январе. С 2025 по 2030 годы планируют открыть 900 кинозалов в малых населённых пунктах.
Оркестр «Метелица» выступит в Капелле Петербурга
Оркестр русских народных инструментов «Метелица» выступит 29 декабря в Капелле Петербурга с программой «Опять 35!». Вечер посвящён 35-летию коллектива и наступающему Новому году.
Россия и Казахстан подписали план культурных событий к юбилею Победы
Главы Минкультуры России и Казахстана обсудили план совместных событий к 80-летию Победы. Программа включает в себя выставки, кинопоказы, театральный фестиваль, конференции и мастер-классы.