Музыка на всю жизнь
Дата публикации: 28 апреля 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Когда мне было 10 лет, мне все давалось легко. Я мало занималась, ленилась, ставила на пюпитр книжки и читала, пока руки бездумно играли этюды, но на результатах это особо не сказывалось. Но однажды это стало известно моему педагогу Тамаре Леонидовне Колосс. И она, ради эксперимента, решила проверить меня на прочность самым невероятным способом. Задала мне не больше и не меньше, а целую Рапсодию на тему Паганини Рахманинова. В 5 классе.
…Если бы это был текст современного блогера 11-ти лет, здесь должен был бы следовать длинный ряд смайликов, выражающих целую гамму самых разнообразных чувств по этому поводу. Удивление, гордость, вера в собственные силы, сомнения в собственных силах, просьбы прислать мне вашу моральную поддержку, и прочее…

Но, к счастью, тогда не было ни блогов, ни детей-блогеров, поэтому я просто очень обрадовалась такому доверию и села разбирать текст, с упорством пробираясь сквозь замысловатые конструкции одного из самых поздних и самых сложных сочинений Рахманинова. Ещё толком не понимая, что это за музыка, о чем она, но уже очень ее любя. Это как с великими романами — сначала читаешь один слой, затем, с годами, открываешь новые слои, и так без конца. То тема любви становится главной, то тема рока и взаимоотношений Паганини с судьбой — и вот опять любви, но уже на другом уровне.
Я сыграла тогда Рапсодию. Не просто сыграла на экзамене в школе, хотя и это тоже; сыграла ее с настоящим симфоническим оркестром. Афиша до сих пор хранится у меня дома.
И эта музыка сопровождает меня всю жизнь. Все, что выучено в детстве, накрепко в руках, и в памяти на всю жизнь. Даже если вдруг я не играла Рапсодию год — меня можно разбудить среди ночи, и я сыграю с качеством, достойным репетиции. Если же дать мне позаниматься день, то сыграю уже с качеством, достойным любого концерта. Это не главное.
А важно то, что музыка, с которой ты идёшь по жизни, в результате формирует тебя. Это не ты ее исполняешь. Это она исполняет тебя, это она тебя ведёт и заставляет идти все дальше, как линия горизонта, будучи всегда видной и всегда недоступной для полного соприкосновения.
Не бывает так, чтобы эта музыка наскучила или утомила. Не бывает так, чтобы я сказала себе — вот теперь я знаю о ней все.
Она, Рапсодия, у меня такая не одна, есть ещё путеводные произведения. Но без неё я была бы совсем другой.
Последние события
Найден шедевр Рубенса
В Париже обнаружен давно утраченный шедевр фламандского художника Питера Пауля Рубенса «Христос на кресте». Картину 1613-го года нашёл французский аукционист Жан-Пьер Осен во время оценки имущества.
Et Cetera ставит Бергмана
В Московском театре Et Cetera 16, 17 и 25 сентября пройдут премьерные показы спектакля «Сцены из супружеской жизни» по сценарию шведского режиссёра, классика кино Ингмара Бергмана.
«Национальная коллекция» назвала лауреатов
Квартет домр «Веретено» из Екатеринбурга под руководством профессора Светланы Васильевой стал победителем конкурса профессиональных молодёжных ансамблей «Национальная коллекция».