Концертная одежда
Дата публикации: 13 октября 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Концертный костюм — это важная деталь, требующая к себе особого внимания и подхода. Концертная одежда пианиста должна быть не только элегантной и соответствующей ситуации выступления, но она ещё должна быть удобной. Настолько удобной, чтобы ничто не отвлекало от игры. У пианистов-мужчин всё выглядит довольно стандартно — фрак или смокинг, или более либеральный вариант — чёрная рубашка. У женщин же всё гораздо сложнее.
Вспоминаю всех нас в детстве, когда решение было самое простое — белый верх, черный низ, юбка средней длины. Это было уместно и на экзамене, и на концертах. И как-то раз я в таком «беспроигрышном» виде отправилась на концертный тур в Японию. Мне было 13 лет.
Японцы ничего не сказали. Это необыкновенно вежливые люди. Они просто после первого же концерта пригласили меня в огромный магазин нарядных платьев. Я вышла оттуда с огромной коробкой, в которой лежал подарок — платье, достойное принцессы. С этого момента для меня началась новая жизнь. В ней я — ещё маленькая, но всё-таки артистка — должна была не только достойно выступать, но и внешний облик должен был гармонировать с музыкой.
В концертном наряде важно, чтобы он не стеснял движений. Наши основные движения при игре мы делаем плечами, локтями и спиной. На уровне плеч покрой платья должен быть максимально удобным, потому что нет ничего хуже скованности или заботы о том, как бы что-нибудь куда-нибудь в процессе игры не сползло, и прочих отвлекающих мыслей и ощущений. Например, я не очень люблю длинные рукава, предпочитаю открытые руки — не столько из соображений эстетики, а именно для ощущения свободы во время игры. Традиционно для сцены считаются уместными длинные платья до пола, фасон юбки (или брюк, как вариант) может быть любой. Но, например, в узкой юбке тоже играть весьма неудобно — опора на ноги очень важна, и если движения стеснены, можно даже потерять равновесие во время игры. Вопрос каблуков тоже важен: совсем без каблука на сцене нехорошо, осанка будет не та, но и чрезмерно высокий каблук или слишком острый нос туфель может негативно повлиять на педализацию.
Стилистика одежды, как мне кажется, должна так или иначе соответствовать исполняемой музыке. Конечно, есть и универсальные наряды, которые подойдут и к барокко, и к эпохе романтизма, и к 21 веку, но бывают и более точные попадания в конкретный стиль. И, конечно, личный стиль есть у каждой артистки, это часть её образа.
В наше время женщины-музыканты на сцене, случается, позволяют себе нарушение всех возможных традиций в плане внешнего вида, тем самым эпатируя почтеннейшую публику и заставляя пользователей социальных сетей выплескивать бури поляризованных эмоций не по поводу услышанного, а по поводу увиденного. Это новое поколение, новая эпоха идёт на смену консервативному стилю, царствовавшему на концертной эстраде почти целый век. Раньше эпатажной считалась Мария Юдина, выходившая на сцену в чем-то вроде монашеского одеяния, да ещё и в кедах. Сейчас же есть пианистки, и замечательные, виртуозные пианистки, но одетые в платья, похожие в лучшем случае на костюмы спортсменок-фигуристок, и на огромных каблуках; чем доказывают нам, что настоящим мастерам не помеха ни высота каблука, ни что-либо иное. Привлекать к себе внимание — необходимое умение для артиста, почему бы не сделать это и через внешний вид?
Впрочем, на этот вопрос каждая женщина, выходящая на сцену, отвечает себе сама.
Последние события
Сибирь продолжит видеть сны
Выставку «Сны Сибири», которая объединила два главных музея Красноярска, продлили из-за высокого спроса. В музее Сурикова — до 23 февраля, в музейном центре «Площадь Мира» — до 27 апреля.
Оркестр Кузбасса вернулся из Китая
Губернаторский симфонический оркестр Кузбасса завершил масштабные гастроли в Китае, выступив в 12 городах и дав в общей сложности 18 концертов, два из них — в новогоднюю ночь.
Новый год стартует с «Щелкунчика»
Показами «Щелкунчика» начинает Новый год театр «Кремлёвский балет». Музыку Петра Ильича Чайковского исполнит в спектакле Симфонический оркестр радио «Орфей».