Вспомнить всё
Дата публикации: 15 октября 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В понятие «репертуар» мы включаем не только то, что можем выйти и сыграть прямо здесь и сейчас, но и всё, что играли когда-либо в жизни. Играли именно на сцене перед слушателями, а не просто дома для себя выучили. Другое дело, что репертуар было бы справедливо разделить на активный и пассивный, то есть хорошенько подзабытый, требующий времени для восстановления.
Я думаю, есть три уровня, три полочки в памяти для репертуара. Первая — самая удобная, там лежит то, что требует один-два дня для восстановления. Туда в моём случае относятся самые-пресамые часто исполняемые концерты для фортепиано с оркестром. Я втайне горжусь этой полочкой, поскольку однажды подсчитала, что у меня на ней лежит приблизительно 15 фортепианных концертов. Некоторые из них такие мне родные, так мне удобны в любой момент, что иногда я даже их не повторяю, прямо иду на первую оркестровую репетицию.
Также на этой удобной полочке оказываются произведения из числа не самых часто исполняемых, но с момента последнего соприкосновения с которыми прошло не более полугода. Некоторое время после исполнения они остаются в руках и активной памяти и легко оттуда извлекаются вновь. Это как оперативная память, если проводить компьютерную аналогию.
На второй полочке, чуть подальше, лежат те произведения, для восстановления которых требуется около 2 недель. Это, кстати, тоже очень важно — понимать свои темпы работы, и за какой срок произведение может быть восстановлено, причём как в памяти, так и в руках. В этом знании своих возможностей есть нечто общее с пониманием своих темпов изучения нового произведения; но вспоминать то, что лежит на этой полочке, конечно, гораздо легче, чем учить с нуля. Музыка помнится хорошо, просто нужно уточнить подробности, всё вспомнить руками, заново проучить технически сложные места. Кстати, на этой полочке, пока произведения отдыхают от сцены, происходит творческий рост — ведь возвращаешься к старому репертуару всегда с новым отношением к этой музыке, за время разлуки с ней изменившись внутренне.
И самая дальняя полочка. Покрытая изрядным слоем пыли… Там лежит то, что напрочь забыто. Да, такое бывает. Важная оговорка — у меня такое бывает. Некоторые сочинения, которые когда-то были исполнены, я даже не смогу вспомнить на уровне их главных тем. А ведь игралось на сцене, на совесть было выучено! Такое свойство памяти — всё, что не в активном употреблении, постепенно уходит на дальний план. И вот такие сочинения повторить — это почти то же самое, что и выучить с нуля. Я говорю «почти то же самое», потому что всё ж таки в процессе повтора память может сработать, начнёт что-то извлекать из дальних уголков, что-то и руки могут вспомнить. У них вообще своя особая память, двигательная.
А те сочинения, что игрались когда-то по нотам — могут и вообще пройти мимо памяти. Она не используется в активном режиме, так и не включается на полную мощность. Если бы мы вообще всё играли по нотам, репертуар мог бы быть гораздо обширнее — но всё же есть в игре по нотам этот момент неполного погружения.
То, что было выучено быстро и исполнено лишь единожды, и забудется довольно быстро. Чтобы предотвратить это, к произведению надо вернуться несколько раз, сделать несколько подходов. Тогда оно с каждым разом будет всё увереннее и увереннее. И в результате окажется на самой удобной полочке нашей памяти.
Последние события
Юбилей Сметаны прошёл мимо чехов
Почти каждый второй житель Чехии не может назвать ни одного классического композитора. Таковы результаты опроса, проведённого к 200-летию со дня рождения Бедржиха Сметаны.
Сибирь продолжит видеть сны
Выставку «Сны Сибири», которая объединила два главных музея Красноярска, продлили из-за высокого спроса. В музее Сурикова — до 23 февраля, в музейном центре «Площадь Мира» — до 27 апреля.
Оркестр Кузбасса вернулся из Китая
Губернаторский симфонический оркестр Кузбасса завершил масштабные гастроли в Китае, выступив в 12 городах и дав в общей сложности 18 концертов, два из них — в новогоднюю ночь.