Балет «Жизель» — шедевр на все времена
Дата публикации: 28 июня 2021
Классический пучок в сочетании с передними прядями волос, изящно спускающимися на уши, был во Франции в середине 19-го века самой популярной женской прической. Мода на неё началась после триумфальной премьеры балета Адана «Жизель» — у главной героини была именно такая.
28-го июня 1841-го года парижский театр Королевской академии музыки был заполнен до отказа. Публику в первую очередь интересовал не балет малоизвестного в то время композитора Адольфа Адана, а намечающийся громкий скандал! В прессу просочились слухи о романе исполнителей главных партий — красавца Люсьена Петипа и обладательницы дивных фиалковых глаз и прелестных ножек Карлотты Гризи. У каждого — семьи, дети, да к тому же ревнивый муж Гризи — один из хореографов «Жизели»! Реальный любовный треугольник или «чёрный пиар»? К концу спектакля зрителей это уже не волновало. Они сопереживали юной и наивной крестьянке, которую обманул коварный ловелас граф Альберт.
История банальная и старая как мир, но ведь это только начало! Продолжение — фантастика в жанре хоррор. Жизель умирает и превращается в виллису. Это мифические существа из потустороннего мира. Они мстят мужчинам за предательство и разрушенные девичьи жизни. Блистательные декорации, костюмы, спецэффекты создают мрачную картину: глухая ночь, кладбище и неистовые пляски виллис. Они кружатся под звуки вальса. Эта вакханалия — кульминация всего балета и одна из вершин в творчестве Адана.
Партитура «Жизели» — образец мастерства и вдохновения композитора. В ней масса изящных мелодий, эффектная и яркая оркестровка, динамичное развитие. Трудно поверить, что автор написал её менее чем за два месяца. Весельчак и неугомонный балагур, любитель застолий и шумных компаний Адольф Адан сделал шаг в бессмертие.
Прошло уже 180 лет со дня премьеры «Жизели». За это время неоднократно менялись вкусы публики, режиссерские пристрастия, техника танца. Но до сих пор этот балет остается самым популярным в мире. И, несмотря на множество современных постановок, жив его классический вариант. О нём забыли на родине, но возродили в России: хореограф Мариус Петипа, а потом балерина Ольга Спесивцева.
Их имена навсегда вписаны золотыми буквами в историю «Жизели» вместе с теми, кто создавал этот шедевр на все времена.
Текст: Ольга Сирота
Последние события
У ансамбля «Ставрополье» появится собственная площадка
Крупный культурный центр, строительство которого начали в Ставрополе, станет постоянной площадкой для казачьего ансамбля песни и танца «Ставрополье».
Владимир Путин встретился Михаилом Пиотровским
Владимир Путин встретился с директором Эрмитажа Михаилом Пиотровским. Президент вручил ему орден «За заслуги перед Отечеством» I степени. Указ о присвоении награды был подписан двумя неделями ранее.
Конкурс Рахманинова начал приём заявок
Начался приём заявок на II Международный конкурс пианистов, композиторов и дирижёров имени Рахманинова, который пройдёт в Москве с 14 по 26 июня.