Клаудио Аррау: пианист, отказавшийся играть Баха
Дата публикации: 6 февраля 2023
Чилийский пианист Клаудио Аррау охватил своим творчеством практически весь прошлый век. На протяжении большей части карьеры артист давал свыше ста концертов в год. 6 февраля исполняется 120 лет со дня рождения музыканта.
К имени артиста, исходя из испанских корней его предков, нужно по традиции добавить вторую фамилию по матери — Леон. Женщина родила единственного сына в позднем возрасте, но успела сделать для него главное. Она стала первым учителем по фортепиано и укрепила отпрыска в мысли, что быть пианистом — призвание на всю жизнь. Дебютное публичное выступление пятилетнего вундеркинда в родном городишке Чильян состоялось, благодаря стараниям мадам Аррау, к тому моменту уже вдовы. Вскоре женщина устраивает концерт Клаудио в Сантьяго в присутствии членов правительства. Мальчик держится на сцене уверенно. Он чётко осознаёт, что необычайно талантлив — ведь так считает мама. «Экзаменаторы» под впечатлением от мастерства чудо-ребёнка. Довольно скоро Клаудио получает грант и отправляется на учёбу в Германию.
По окончании консерватории Штерна в Берлине пианист совершает масштабный гастрольный тур по Европе. В начале 20-х годов он лишь на несколько месяцев наведывается в Чили, а возвращается на родину спустя два десятилетия. Открыв в Сантьяго музыкальную школу, Аррау окончательно определяется с местом жительства. Перед Второй мировой войной вместе с семьёй он оседает в США и затем получает гражданство. Чилийская публика смогла увидеть живьем своё национальное достояние без малого через полвека. Визит эпохальный, ведь Аррау ранее говорил, что никогда не появится в Чили при режиме Пиночета.
Противоречия в творчестве стали фирменным стилем гения. Он менялся на протяжении всего творческого пути. В молодости Аррау «грешил» излишней виртуозностью, а в поздний период, наоборот, «вытягивал жилы» у слушателей нарочито медленными темпами. В раннем детстве выучил всего клавирного Баха, а на пике популярности отказался от исполнения его сочинений. Артист утверждал, что на современном рояле невозможно передать аутентичное звучание музыки великого немца. Выступление Аррау в Москве в 1929 году стало квазиисторическим. Во-первых, пианист никогда ранее не играл в нашей стране, а во-вторых, исполнение двух прелюдий и фуг из «Хорошо темперированного клавира» Баха, как выяснилось совсем скоро, оказалось одним из последних в карьере музыканта. Представленная тогда программа выглядела подчёркнуто «пёстрой»: Шопен соседствовал со Стравинским, Балакиревым и Дебюсси. Второй приезд маэстро в СССР произошёл почти через полвека. Для концерта он выбрал лишь двух авторов: Брамса и Бетховена, любимых ещё со студенческих времён. Играл их так, что вошёл в число лучших интерпретаторов немецких гениев и стал легендой для потомков.
Текст: Ирина Столярова
Последние события
Оперетта «Царевич» в Музкомедии
Петербургский Театр музыкальной комедии представит концертное исполнение оперетты Франца Легара «Царевич». Показ состоится 24 декабря, он даст старт новому проекту театра.
Премию МХТ вручат весной
МХТ имени Чехова назвал дату вручения третьей «Премии Художественного театра», церемония пройдёт 28 марта. Об этом сообщил художественный руководитель — директор театра Константин Хабенский.
В Оренбургской области представили выставку «Тихий Дон. Обретение рукописи»
Выставка «Тихий Дон. Обретение рукописи» открылась в Историко-мемориальном музее Черномырдина в селе Чёрный Отрог Оренбургской области.