Дирижёр хорового братства
«Я не мечтал стать космонавтом. Лет в пятнадцать-шестнадцать хотел быть врачом, но к тому времени уже погрузился в профессию музыканта».
Жизненный выбор предрешило событие, произошедшее ещё до рождения Николая.
Будущий дирижёр появился на свет в семье музыкантов 6 марта 1963 года в маленьком населённом пункте Уштобе, в трёхстах километрах от Алма-Аты, тогдашней столицы Казахстана. Отец руководил хором, был директором местного дворца культуры, который, сам и построил. Дар организатора Азаров-младший унаследует от него и достоинством применит в будущем. Однажды отца послали на мастер-класс в Москву. Он посетил хоровое училище, посмотрел репетиции, познакомился с Александром Свешниковым. Вернувшись, сказал беременной жене: «Если родится сын, он будет учиться в хоровом училище».
Первое же поступление в музыкальную школу Николай провалил. Педагоги не нашли у мальчика талантов. Его оскорблённый родитель написал письмо в Москву. И получил ответ: «Если есть данные, привозите». Так девятилетний Коля Азаров в 1972 году оказался далеко от дома. Семьёй его стало Московское хоровое училище, а главным наставником жизни — выдающийся музыкальный педагог Виктор Попов.
«Виктор Сергеевич называл нас не учениками, а воспитанниками. Это не послевоенная оговорка. Когда пацан приходит учиться, его нужно воспитать правильно и в профессиональном, и в житейском, и в человеческом, и в социальном смыслах. В общем, с нас семь шкур драли».
Воспитанники выходили из стен училища готовыми к жизни личностями, сохраняя на всю жизнь верность свешниковскому братству.
Уровень подготовки в Московском хоровом был настолько высок, что после него в консерватории Николаю училось легко. Его наставниками в главном музыкальном вузе страны стали выдающиеся педагоги:
«Я учился у Клавдия Борисовича Птицы и общался с великими: с Лебедевым, с Соколовым, с Борисом Ивановичем Куликовым. В те годы нам было совершенно очевидно: когда тебя учит великий человек, твоё дело — внимать».
После смерти Клавдия Птицы судьба вновь привела Николая Азарова к Виктору Попову. Мастер стал его педагогом в Московской консерватории.
В юности дирижёра Азарова случались соблазны, которые могли круто развернуть его судьбу. Гуго Ионатанович Тиц, в то время заведующий кафедрой сольного пения, заметил вокальные способности Николая и пригласил его к себе в класс:
«Я пришёл к нему, прослушался. Спрашивает: „Сколько лет?“ Отвечаю: „Восемнадцать“. „Когда девятнадцать?“ — „В марте“. — „В этот день много не пей, а на следующий приходи“. Но случилась любовь… Не дошёл я до Гуго Ионатановича».
Азаров говорит о потерянном шансе с улыбкой, без сожаления. И сегодня его объёмный баритон даже в ходе обычного разговора затягивает, заставляя себя слушать.
Другим наваждением стал джаз. Он притягивал будущего хорового дирижёра. Однако Азаров быстро понял, что импровизация — особый жанр, к ней надо иметь талант. И дальше увлечения дело не пошло.
Пора студенчества миновала. Николая призвали в армию. Служба прошла в легендарном ансамбле Александрова. Азаров приобрёл не только навыки военного, но хороший музыкальный опыт.
«Я был солдатом, пел и дирижировал. Оба хормейстера — Юрий Владимирович Петров и Виктор Алексеевич Фёдоров — выпускники хорового училища. Их любимое занятие — бросить своего под танк: «Я сегодня не могу, подмени меня».
В армии Николай создал небольшой ансамбль. На бригадных концертах пели a cappella классику, народные песни. Воинская обязанность не тяготила Азарова. Вместе с александровцами он выехал на первые заграничные гастроли:
«Выступали во Франции, в Америке и в Канаде. В общем, не в окопах сидел».
После дембеля Виктор Попов пригласил его в училище Свешникова педагогом. Совсем скоро молодой специалист стал хормейстером, а потом директором хора выпускников. Здесь проявился доставшийся от отца незаурядный административный талант Азарова. Он организует выступления, гастроли, устраивает карьеры воспитанников. Студенческий коллектив поёт с оркестрами под управлением Евгения Светланова, Дмитрия Китаенко, Владимира Спивакова, Михаила Плетнёва:
«В золотые времена хор пел шестьдесят-семьдесят концертов в год. Были времена, когда мы не успевали. В горячие месяцы — ноябрь–декабрь — у нас просто не хватало людей».
Студентов Азарова приглашают лучшие залы Европы: Мюнхенская, Берлинская филармонии, «Alte Oper» (Старая опера) во Франкфурте, фестиваль в Рейнгау. После кончины Виктора Попова в 2008 году Николай Азаров возглавляет созданную на базе родного ему училища Академию хорового искусства, которая теперь носит имя Виктора Сергеевича Попова. Поддерживая традиции выдающегося наставника, Азаров растит новое поколение профессионалов, заботится о них, устраивает карьеры:
«Любимчиков среди учеников у меня нет. Радуюсь за тех, кто состоялся. Наш абсолютный идеал Виктор Сергеевич делал всё возможное, чтобы кому-то из нас стало лучше. То же самое осталось и у меня».
После четырёх годов ректорства Николай Азаров, не бросая руководящую работу в Академии, возглавляет Московский областной хор имени Кожевникова. Коллектив пополняется студентами. Николай Николаевич развивает мастерство своих воспитанников уже как творческий руководитель:
«Я сказал им: «Чем скорее вы отсюда уйдёте, тем больше радости мне доставите. У меня в хоре пели Игорь Морозов, Валентина Гофер, Александр Безруков. Сегодня ребята состоявшиеся, с хорошей карьерой».
В Российский государственный музыкальный телерадиоцентр Азаров впервые пришёл в 2008 году. Проработал четыре месяца продюсером.
Вернулся в РГМЦ в 2015, оставив позади должность ректора. Генеральный директор центра Ирина Анатольевна Герасимова предложила талантливому музыканту возглавить Академический хор русской песни радио «Орфей». Тогда прославленный коллектив был разбит на два состава «Славянские напевы» и «Песни России». Николаю Азарову поручили объединить их в единое целое. Поначалу артисты с опаской встретили нового худрука. Они переживали, что к ним пришёл академист, который поменяет стиль коллектива и введёт свои правила:
«Я соединил два коллектива. Они отличались стилистически. Это был непростой процесс. Но у нас получилось. Все вместе поём на серьёзных площадках».
Николай Азаров значительно пополнил репертуар. Помимо фольклора и советской песенной классики хор исполняет авторскую музыку, наполненную русскими культурными истоками. Народники прекрасно справились с «Перезвонами» Валерия Гаврилина, «Свадебкой» Игоря Стравинского, Тремя русскими песнями Сергея Рахманинова, «Курскими песнями» Георгия Свиридова:
«Народная музыка разная — совсем аутентичная, как бабушки поют. И то, что можно назвать академическим народным пением. С русским хором я этой позиции придерживаюсь. Возможности нашего коллектива безграничны».
Сохраняя верность стилю, Николай Азаров привносит в народный репертуар своё видение мира, популяризирует и развивает национальную культуру. Яркие, актуальные шоу Академического хора русской песни радио «Орфей» идут на лучших сценах страны и мира, публика принимает их на ура.
У дирижёра, руководителя, учителя Азарова есть мечта. Он задумал регулярный, большой фестиваль русской музыки под открытым небом, в идеале у воды. Чтобы и академическое, и народное искусство услышали в разных городах, чтобы на сцене вместе с мэтрами выступали молодые музыканты. Проект музыкальной феерии Николай Николаевич написал давно. Красивая идея ждёт воплощения.
Текст: Наталья Оганджанянц