Табула шестая. Дебюсси и Шушу

Выпуск 5
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
30 октября 1905 года в жизни Дебюсси произошло событие, которое раз и навсегда изменило для него картину мира — на свет появилась крошечная Эмма-Клод Дебюсси или Шушу, как называл ее отец и его друзья. «Я уже несколько дней отец маленькой девочки; радость от этого меня несколько потрясла, и я еще в смущении», — писал композитор другу. Дочь стала для Дебюсси самой большой любовью. Сравниться с ней могла только музыка.
Табула шестая. Дебюсси и Шушу
Столь заботливого родителя, каким стал Дебюсси, нужно было еще поискать. Всё, что так или иначе касалось его обожаемой дочери, композитор выбирал сам. А среди множества подарков, преподносимых Шушу, конечно же, была музыка. Когда дочери исполнилось 4 года, любящий отец подарил ей фортепианный цикл «Детский уголок». «С нежными извинениями за то, что последует дальше», — написал Дебюсси в посвящении. Видимо, извинения, в том числе, касались некой образовательной цели, которую Дебюсси преследовал этим подарком. Не случайно названия пьес написаны по-английски — композитор считал, что Шушу должна обязательно владеть этим языком. Первая пьеса цикла — Доктор Градус ад Парнасум — тоже напоминает об учебном процессе, но уже не в овладении языками, а в игре на фортепиано. Здесь композитор явно намекает на известный цикл этюдов Муцио Клементи под названием «Ступень к Парнасу». Впрочем, у всех остальных пьес альбома вполне «безобидные детские» названия: «Серенада кукле», «Маленький пастух», «Кукольный кэк-уок», «Снег танцует».
Второй музыкальный подарок дочери Дебюсси преподнёс в 1913 году. Это балет «Ящик с игрушками», очень необычный по своему замыслу. «„Ящик с игрушками» предполагается пантомимой на музыку, написанную мной в рождественских и новогодних альбомах для детей!», — так определил жанр своего творения сам Дебюсси. Друзья в шутку говорили, что это не «Ящик с игрушками», а «Ящик Шушу» — по созвучности слов Жужу (игрушка) и Шушу. Казалось бы, странно, что для четырёхлетней малышки Дебюсси написал довольно сложный фортепианный цикл, а восьмилетнему ребёнку, который к тому времени уже хорошо играл на фортепиано — детский красочный альбом с наивной историей про любовь Куклы и картонного Солдатика. Но на самом деле последний балет Дебюсси полон интересных музыкальных сюрпризов и загадок, которые было так увлекательно разгадывать вместе с дочерью!
Эмма-Клод делала большие успехи в игре на фортепиано, а также росла серьезной и ответственной девочкой, которая нашла в себе силы поддерживать мать после смерти Дебюсси. К сожалению, Шушу не суждено было стать великой пианисткой, она пережила своего знаменитого отца всего на год.

Последние выпуски программы

Табула пятнадцатая. Дебюсси и Русские сезоны

Зал полон. Публика замерла в ожидании: чем сегодня удивит парижан русский кудесник мсье Дягилев? Каждая постановка Русских сезонов — это тайна, интрига… и повод для обсуждений. Первый контакт Дебюсси с антрепризой Дягилева состоялся без участия самого композитора.

Табула четырнадцатая. Дебюсси и Метерлинк

Уже первая сказка Мориса Метерлинка — Принцесса Мален — вызвала большой интерес у публики, особенно в среде музыкантов. Сразу несколько композиторов попросили у автора разрешение на использование сказки, среди них были Эрик Сати и Венсан д’Энди. Ну, а первым, кто действительно перенёс на оперную сцену произведение Метерлинка, стал Клод Дебюсси.

Табула тринадцатая. Дебюсси и импрессионизм… или символизм?

Известно, что термин «импрессионизм» Дебюсси применительно к своему творчеству не любил. Но почему?