Табула тринадцатая. Дебюсси и импрессионизм… или символизм?

Выпуск 12
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Известно, что термин «импрессионизм», Дебюсси применительно к своему творчеству не любил. Но почему? Ведь очаровательные полотна художников-импрессионистов до сих пор пленяют посетителей музеев и галерей! Начнём с того, что и художники далеко не сразу стали воспринимать название «импрессионизм» как нечто хотя бы положительное. В переводе с французского «импресьон» — это впечатление. А применительно к творчеству это слово можно трактовать как «набросок», своего рода этюд к картине, а не самостоятельное тщательно выстроенное полотно. По сути дела, называя Дебюсси импрессионистом, критики лишь признавали за ним умение передать некое впечатление, тогда как композитор эти впечатления копил, размышлял над ними, и лишь потом, создав некую идею, вкладывал ее в свои произведения. Он писал: «Музыка — как раз то искусство, которое ближе всего к природе… Только музыканты обладают преимуществом уловить всю поэзию ночи и дня, земли и неба, воссоздать их атмосферу и ритмически передать их необъятную пульсацию».
Табула тринадцатая. Дебюсси и импрессионизм… или символизм?
Быть может, гораздо ближе к творчеству Дебюсси другой термин начала 20 века — «символизм»? Ведь действительно, музыка настолько загадочна сама по себе, что с её помощью тайн, иллюзий и полутонов становится только больше. Недаром из всех вербальных источников французский композитор чаще всего выбирал творения символистов, как для романсов, так и для оперы! Он предпочитал произведения, в которых текст настолько «прозрачен», что оставляет место для музыки. «Будучи символистом, Дебюсси не описывает жизнь, она непосредственно, с необыкновенной тонкостью, вплетается в его музыку», — отмечала Маргерит Лонг.
Ну, а сам композитор? Представителем какого стиля в искусстве он себя считал? Дебюсси был вообще против ярлыков, ведь каждый истинный художник выбирает свой собственный неповторимый путь.
«Я пытаюсь найти новые реальности в музыке, дураки называют это импрессионизмом»

Последние выпуски программы

Табула пятнадцатая. Дебюсси и Русские сезоны

Зал полон. Публика замерла в ожидании: чем сегодня удивит парижан русский кудесник мсье Дягилев? Каждая постановка Русских сезонов — это тайна, интрига… и повод для обсуждений. Первый контакт Дебюсси с антрепризой Дягилева состоялся без участия самого композитора.

Табула четырнадцатая. Дебюсси и Метерлинк

Уже первая сказка Мориса Метерлинка — Принцесса Мален — вызвала большой интерес у публики, особенно в среде музыкантов. Сразу несколько композиторов попросили у автора разрешение на использование сказки, среди них были Эрик Сати и Венсан д’Энди. Ну, а первым, кто действительно перенёс на оперную сцену произведение Метерлинка, стал Клод Дебюсси.

Табула двенадцатая. Дебюсси и фортепиано

Примечателен тот факт, что современники часто называли Клода Дебюсси великолепным исполнителем произведений Шопена. Музыкальный путь Дебюсси начал именно с обучения игре на фортепиано.