Табула девятая. Дебюсси и джаз
Выпуск 8
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Одна из прелюдий Клода Дебюсси носит поэтическое название «Менестрели». Сразу представляются средневековые странствующие музыканты, воспевающие рыцарскую доблесть и красоту благородных дам… Да, странствующие музыканты в этой прелюдии действительно присутствуют, точнее гастролирующие. Министрел-шоу. Так называлось комическое представление, в котором белые музыканты, покрасив лица чёрной краской, изображают темнокожих американцев с их привычками, традициями и, конечно… джазом. Потому прелюдия «Менестрели» вовсе не романтичная, а скорее смешная, и пронизанная джазовыми ритмами, впрочем, как и другая прелюдия. Она тоже связана с шоу и, можно сказать, именная — «Генерал Лявин — эксцентрик». Это, по сути, портрет вполне реально существовавшего персонажа — Эдуарда Ла Вина, клоуна, фокусника-эквилибриста, представление которого довелось посетить композитору.
Больше всего Дебюсси в выступлениях артиста восхищала его музыкальность. И, конечно, умение перевоплощаться. «Он был деревянный!», — с восторгом описывал клоуна Дебюсси пианистке Маргерит Лонг. И при исполнении этой прелюдии композитор требовал от неё почти механической жёсткости.
Джаз у Дебюсси очень избирателен — он именно фортепианный и чаще всего воплощён в жанре кэк-уока. Кстати, это совсем не противоречит традициям Менестрелей. Кэк-уок как раз негритянский танец. В переводе его название означает «шествие за пирогом». Ну, а если точнее, то это некий танцевальный конкурс, зачастую весьма забавный. Победителю в итоге доставался пирог. Так что, композитор в итоге обеспечил вкусными призами Голливога (игрушку из «Детского уголка»), Маленького негритёнка и матросов из балета «Ящик с игрушками».
Но притяжение между творчеством Дебюсси и джазом не ограничилось только лишь влиянием ритмов на музыку композитора. Стиль французского музыканта оказался близок сочинителям джаза, среди которых знаменитый Дюк Эллингтон. Речь, конечно, не о блистательных оркестровых пьесах, а, как и у самого Дебюсси, о джазе фортепианном.