Табула десятая. Дебюсси и оркестр

Выпуск 9
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Кажется, что эту музыку можно слушать вечно! Когда погружаешься в мир полутонов, неярких, но разнообразных красок, начинаешь дышать в унисон с оркестром, понимаешь, что симфоническая музыка Дебюсси — это совершенно особенный мир. Его стиль работы с партитурой действительно не спутаешь ни с каким другим, хотя отдельные черты можно узнать: некоторые интересные колористические и тембровые решения от русских композиторов — Римского-Корсакова и Балакирева, необычайная легкость — от французских предшественников, стремление к программности, но без лишней детализации — от Ференца Листа и его последователей.
Дебюсси не стремился вводить в состав оркестра много экзотических инструментов, но иногда, когда того требовал образ, он все-таки этим пользовался. Можно встретить в его партитурах, например, фортепиано, как во всех трех балетах. А в третьей части «Ноктюрнов» в качестве оркестрового инструмента выступает женский хор, который поет с закрытым ртом. Это действительно морские Сирены, воплощённые в музыке.
Табула десятая. Дебюсси и оркестр
Была у Клода Дебюсси одна мечта: после того, как на Всемирной выставке он услышал звучание яванского гамелана, ему захотелось использовать этот тембр в партитуре. И композитор даже начал сочинять балет «Но-жа-ли» про немого принца и наложницу, которая смогла его вылечить. Буквально с первых тактов должен был звучать гамелан, но, увы, этих тактов Дебюсси успел написать совсем немного.
Музыкант не только сочинял оркестровую музыку, но и выступал в качестве дирижера своих творений. Современники не видели в его дирижерской работе особых достоинств, но репетировал Дебюсси с оркестром очень много, добиваясь филигранной точности исполнения. А ведь это было очень непросто! «В оркестре у Дебюсси смычки не должны скрипеть, язычки у деревянных не должны щелкать, флейты не должны скользить, медные не должны звенеть в ушах», — писал друг и один из крупнейших знатоков творчества музыканта Луи Лалуа. Но деликатность звукоизвлечения — это еще полбеды! В оркестровых произведениях композитора очень большую роль играет движение. Его музыка — живая, дышащая, не скованная рамками одного господствующего темпа.
Сложно поверить, что Дебюсси, старающийся контролировать каждый штрих в исполнении своих сочинений, мог доверить оркестровку кому-то другому, а такое тоже бывало. Андре Капле инструментовал первый балет Дебюсси — «Камма». Но… автор, все же, сам проверил готовую партитуру и внёс довольно много изменений. Самое поразительное, что после правки нотный текст, на первый взгляд, стал более насыщенным, а вот звучание оркестра осталось прозрачным.

Последние выпуски программы

Табула пятнадцатая. Дебюсси и Русские сезоны

Зал полон. Публика замерла в ожидании: чем сегодня удивит парижан русский кудесник мсье Дягилев? Каждая постановка Русских сезонов — это тайна, интрига… и повод для обсуждений. Первый контакт Дебюсси с антрепризой Дягилева состоялся без участия самого композитора.

Табула четырнадцатая. Дебюсси и Метерлинк

Уже первая сказка Мориса Метерлинка — Принцесса Мален — вызвала большой интерес у публики, особенно в среде музыкантов. Сразу несколько композиторов попросили у автора разрешение на использование сказки, среди них были Эрик Сати и Венсан д’Энди. Ну, а первым, кто действительно перенёс на оперную сцену произведение Метерлинка, стал Клод Дебюсси.

Табула тринадцатая. Дебюсси и импрессионизм… или символизм?

Известно, что термин «импрессионизм» Дебюсси применительно к своему творчеству не любил. Но почему?