Табула двенадцатая. Дебюсси и фортепиано

Выпуск 11
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Почти все композиторы в той или иной степени владели искусством фортепианной игры — от простого умения читать ноты до почти запредельной виртуозности Листа и Рахманинова. Но далеко не все создали особый стиль общения с этим инструментом: со своими законами, с неповторимым и узнаваемым звучанием. Таким был Шопен, который в эпоху победно гремящей виртуозности удивлял бриллиантовыми пассажами. Таков был и Клод Дебюсси. Кстати, примечателен тот факт, что современники часто называли его великолепным исполнителем произведений Шопена.
Музыкальный путь Дебюсси начал именно с обучения игре на фортепиано. Будучи еще совсем юным, музыкант мечтал о карьере концертирующего пианиста. И она вполне могла сложиться, ведь педагоги практически единогласно отмечали талант юноши. Его учитель Антуан Мармонталь настолько привык к растущему мастерству ученика, что в редкие годы, когда Дебюсси не получал премию по фортепиано, он удостаивался довольно резкой критике педагога.
Табула двенадцатая. Дебюсси и фортепиано
Когда в расписании юного таланта появляются уроки гармонии и аккомпанемента, рояль отходит на второй план, уступая место сочинению музыки. В итоге концертирующим пианистом Дебюсси не стал, но любимый инструмент не раз выручал его всю жизнь. Еще в годы учебы, когда на каникулах юноша путешествовал вместе с семьей фон Мекк, ему очень пригодилось умение читать с листа, аккомпанировать, преподавать и даже играть в ансамбле.
Строгие педагоги находили в игре Дебюсси технические недостатки, однако публика в зале их не замечала, ведь этот пианист, казалось, мог сыграть все! Он не раз исполнял на фортепиано оркестровую музыку, включая оперы Вагнера целиком.
Игра Дебюсси поражала не столько техническим совершенством, сколько богатством оттенков, нюансами… Казалось, с помощью фортепиано он мог передать богатство тембров, сравнимое с оркестровым. «Его рояль обладал всеми тонами колорита. Он играл почти всегда на „полутенях“ без всякой резкости, но с такой полнотой и густотой звука, как играл Шопен», — вспоминала современница композитора, прекрасная пианистка и ученица Дебюсси Маргерит Лонг. Она долго не решалась ввести в свой репертуар произведения композитора. Музыка казалась пианистке слишком трудной, нет, не технически, просто в ней… «что-то всегда ускользает»…
Писал для любимого инструмента Дебюсси очень много: Этюды, Образы, отдельные пьесы и циклы, и, конечно же, прелюдии. «Затонувший собор» и «Террасу, освещенную лунным светом» французский писатель Андре Сюарес называет в числе самых прекрасных произведений, написанных для фортепиано «со времени последних трёх сонат Бетховена».
Застал Дебюсси и начало эры звукозаписи. В 1904 и в 1913 годах он записал свои произведения, благодаря чему мы тоже можем прикоснуться к прекрасному миру фортепианного волшебства Клода Дебюсси.

Последние выпуски программы

Табула пятнадцатая. Дебюсси и Русские сезоны

Зал полон. Публика замерла в ожидании: чем сегодня удивит парижан русский кудесник мсье Дягилев? Каждая постановка Русских сезонов — это тайна, интрига… и повод для обсуждений. Первый контакт Дебюсси с антрепризой Дягилева состоялся без участия самого композитора.

Табула четырнадцатая. Дебюсси и Метерлинк

Уже первая сказка Мориса Метерлинка — Принцесса Мален — вызвала большой интерес у публики, особенно в среде музыкантов. Сразу несколько композиторов попросили у автора разрешение на использование сказки, среди них были Эрик Сати и Венсан д’Энди. Ну, а первым, кто действительно перенёс на оперную сцену произведение Метерлинка, стал Клод Дебюсси.

Табула тринадцатая. Дебюсси и импрессионизм… или символизм?

Известно, что термин «импрессионизм» Дебюсси применительно к своему творчеству не любил. Но почему?