Табула третья. Дебюсси и фон Мекк

Выпуск 3
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Жарким августовским днем 1882 года на станции Подольск из поезда вышел молодой — лет двадцати — чуть полноватый, небогато одетый человек. Его путь лежал дальше — в Подмосковное имение Плещеево, недавнее приобретение жены железнодорожного магната, известной любительницы музыки Надежды Филаретовны фон Мекк.
Вот уже третий год студент Парижской консерватории Клод Дебюсси проводил каникулы вместе с семейством фон Мекк. В его обязанности входило обучение детей игре на фортепиано, исполнение различных интересных новинок, аккомпанемент и игра в 4 руки. За два лета он стал в компании Надежды Филаретовны своим, пленяя окружающих легким характером, остроумными шутками и музыкальным талантом.
Табула третья. Дебюсси и фон Мекк
В 1880 году Дебюсси в компании фон Мекк путешествовал по Европе. Ницца, Гент, Неаполь, Флоренция… Вряд ли небогатый студент мог позволить себе такие поездки самостоятельно, а ведь это масса новых впечатлений, встреч и, конечно же, новой музыки!
В 1881 Дебюсси приехал в Москву. И это, наверное, было еще более увлекательно! Чего стоит только нотная библиотека, которую Надежда Филаретовна заботливо собирала и все время дополняла новинками! Русская музыка покорила юного француза. Но, нет, это не были произведения Петра Ильича Чайковского. Дебюсси, конечно, знал и уважал его творчество, и даже делал переложения танцев из «Лебединого озера» для фортепиано. Но пленила его волшебная музыка Римского-Корсакова, а безусловным кумиром на долгие годы стал Модест Петрович Мусоргский. Сам Дебюсси тоже приложил руку к пополнению библиотеки фон Мекк, посылая ей свои сочинения, некоторые, такие как Симфония в 4 руки, даже с посвящением.
А еще были уютные музыкальные вечера с «Трио имени мадам фон Мекк», как, шутя, называла его хозяйка. Кстати, педагогом Дебюсси оказался хорошим — его ученики исполняли достаточно сложные сочинения классиков и бегло читали с листа.
Детей в семействе фон Мекк было много, и почти все в будущем яркие, незаурядные личности. Это можно было сказать и о Соне, ученице Дебюсси. В свои 15 лет девочка увлекалась философией и мистикой, много читала и очень хорошо пела. Она-то и стала причиной разрыва отношений Дебюсси с семейством фон Мекк. Как бы ни банально это звучало, но Соня влюбилась в своего педагога, и Дебюсси поспешил просить у Надежды Филаретовны благословления на брак. Но ведь юный, задорный молодой человек в услужении и бедный, пока никому неизвестный французский музыкант в роли зятя — это абсолютно разные вещи….
Правда, впоследствии эту историю не подтвердили ни сама Соня, ни Клод Дебюсси. Известно только то, что музыкант вновь оказался на той же станции Подольск, спешно покидая Россию, страну, которая оставила яркий след не только в его памяти, но и в его музыке.

Последние выпуски программы

Табула пятнадцатая. Дебюсси и Русские сезоны

Зал полон. Публика замерла в ожидании: чем сегодня удивит парижан русский кудесник мсье Дягилев? Каждая постановка Русских сезонов — это тайна, интрига… и повод для обсуждений. Первый контакт Дебюсси с антрепризой Дягилева состоялся без участия самого композитора.

Табула четырнадцатая. Дебюсси и Метерлинк

Уже первая сказка Мориса Метерлинка — Принцесса Мален — вызвала большой интерес у публики, особенно в среде музыкантов. Сразу несколько композиторов попросили у автора разрешение на использование сказки, среди них были Эрик Сати и Венсан д’Энди. Ну, а первым, кто действительно перенёс на оперную сцену произведение Метерлинка, стал Клод Дебюсси.

Табула тринадцатая. Дебюсси и импрессионизм… или символизм?

Известно, что термин «импрессионизм» Дебюсси применительно к своему творчеству не любил. Но почему?