Концертные залы

Выпуск 28
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Большие и маленькие. Старые и новые. С хорошей акустикой и вовсе без акустики. Уютные и неуютные. Любимые и не очень. И во всем этом огромное количество вариантов.
Большой зал или маленький — это не просто разное количество публики, это совсем разная атмосфера, разная манера подачи от артиста. Прослушать одну и ту же сольную программу пианиста в маленьком зале и в большом — это будут два разных впечатления. В маленьком возникает больше близости, непосредственного безбарьерного общения артиста и слушателя. В большом этого не случится, физическое расстояние до сцены больше, но искренности будет не меньше — просто сил для концерта в большом зале от артиста требуется намного больше, чтобы наполнить своей энергией звука и эмоциональной энергией всю эту кубатуру воздуха (не путать с банальной громкостью звука, это совсем о другом).
Концертные залы
Старые залы с хорошей акустикой мы называем намоленными, прямо как храмы. Столько эти стены помнят, так они привыкли к гармонизирующим музыкальным вибрациям, что это само по себе создаёт особую атмосферу. Новому залу требуется время, чтобы эту насыщенность приобрести. Но зато в новых престижных залах акустика спроектирована с помощью самых современных технологий. Бывает сейчас даже электронная акустика — тончайшие настройки самого зала в зависимости от состава музыкантов на сцене. Для оркестра одни настройки, для квартета — совсем другие.
В старых залах акустика создавалась с помощью старых секретов — битого стекла под сценой, особых пустот в стенах и под полом, а самая совершенная конструкция тех времён — это простая огромная четырехугольная комната, возможно, с балконом. Современные залы стали намного больше по размерам, их конфигурация может быть различна, и при их создании используются последние достижения науки. Когда-то из-за увеличения размеров залов и фортепиано приобрело свой внушительный современный вид, придя на смену старинным небольшим инструментам, звучавшим в камерных салонах.
А вот струнные и духовые инструменты изменились меньше или не изменились вовсе.
Какие залы становятся любимыми? Да те, где, помимо замечательной акустики, есть замечательная публика. Где из года в год люди приходят именно на твой концерт, где зал дышит в унисон с артистами, где уже есть знакомые лица среди постоянных слушателей. Где играешь как на самой главной сцене мира — а главная всегда та сцена, где ты играешь в данный момент.

Последние выпуски программы

Откуда мы родом

Откуда мы родом? В данном случае мы — это русские пианисты, а откуда — это вопрос, где наши корни, кто наши музыкальные родители и более отдаленные предки. Ведь в нашем деле все родственные связи очень похожи на семейные: учитель нам как отец или мать, ученики одного педагога друг другу братья и сестры.

Моя Alma mater

Московская консерватория. Один из самых уютных уголков Москвы на одной из самых симпатичных улиц старого центра. Чудесный дворик, утопающий в кустах сирени, памятник Петру Ильичу Чайковскому работы Веры Мухиной, вокруг которого так любят отдыхать студенты, грандиозный Большой зал и два флигеля — учебных корпуса, в которых тоже свои концертные залы.

Ода фортепианному звуку

Музыка — искусство звука. Игра на любом музыкальном инструменте — искусство звукоизвлечения. Извлечение звука из инструмента фортепиано технически выглядит как удар деревянного молоточка, обернутого в мягкий фетр, по стальной натянутой струне. Между пальцем пианиста и молоточком есть целая сложная система сообщения, которая начинается с клавиши.