Музыкант-солист на сцене бывает в разных ситуациях: на сольном концерте он один или со своим аккомпаниатором; когда солист играет с оркестром, он вступает во взаимодействие сразу с сотней людей под управлением одного дирижёра. Но есть ещё один прекрасный вид совместного музицирования, не похожий ни на то, ни на другое. Это игра в камерном ансамбле.
На сцене в этом случае может быть разное количество музыкантов — от двух до девяти; всё, что больше, уже ближе к маленькому, камерному, оркестру. Само слово «камерный» происходит от итальянского «camera» — «комната». То есть это комнатные ансамбли. И именно этим обусловлена максимальная близость дистанции — и между самими музыкантами, и между исполнителями и слушателями. Это доверительный разговор друзей.
Кстати, о друзьях. Когда ансамбль играет вместе много лет, участники обязательно дружат между собой, иначе они просто не смогут терпеть друг друга на протяжении долгого времени. Но чаще бывает обратный процесс: музыканты начинают играть вместе именно потому, что они друзья. Такие ансамбли формируются зачастую ещё в период учёбы и потом, если всё сложится удачно, существуют много лет.
Бывают и супружеские дуэты. Это вершина взаимопонимания между партнёрами по жизни и по сцене и ни с чем не сравнимое удовольствие объединяться с любимым человеком ещё и в музыке. Но, как вы догадываетесь, здесь есть и обратная сторона медали!
Когда ансамбль, как мы выражаемся, «сыгранный», то музыканты часто говорят о том, что они «вместе дышат», и о многом даже не приходится договариваться, потому что участники понимают намерения друг друга без слов. Этого тем более легко добиться, если все принадлежат к одной школе в широком смысле слова. Я замечала, что партнёрам по ансамблю легче договориться о музыкальных намерениях, когда музыканты говорят на одном языке — не только в метафорическом смысле, но и в буквальном. Я подозреваю, что мелодика родного языка напрямую влияет на фразировку, и в этом случае музыкальное мышление у людей из разных стран может хоть и немного, но отличаться. Но это лишь мои субъективные наблюдения, и, несмотря на это, музыка всё равно является самым универсальным, объединяющим и понятным без перевода языком. А то, о чём я говорю, — это лишь едва слышный «акцент».
Ансамбль — один из самых изысканных типов музицирования. Вершиной эстетики камерного ансамбля является струнный квартет, где четыре музыканта с инструментами, принадлежащими к одной семье, должны быть на пике исполнительского мастерства, чтобы обеспечить слитность звучания и единство исполнения. Бывают ансамбли с участием фортепиано и без него, со струнными, духовыми, и у всего есть своя специфика.
Слушать концерты камерной музыки — удовольствие для музыкальных гурманов. Это не огромный блестящий оркестр и не виртуозный солист-звезда. Это совсем другое, особое, утончённое музыкальное наслаждение.
Камерное музицирование — один из самых приятных и счастливых моментов в жизни музыканта. Именно поэтому на фестивалях, где встречаются друзья, мы так любим объединяться в различные ансамбли. Это то же самое эмоциональное дружеское общение, только на языке музыки. И поскольку замечательной камерной музыки для разных составов написано очень много, то запас её практически неисчерпаем.