Конкурсы

Выпуск 49
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Такова природа человека, что соревновательный момент для него очень привлекателен.
Хотя, вероятно, существуют конкурсы и художников, и писателей, но они не захватывают внимание широкой публики «здесь и сейчас», поскольку их искусствам в момент творения недостаёт зрелищности, в отличие от искусств сценических. Ну, а музыкальные конкурсы вот уже больше века держат внимание болельщиков, и спортивная терминология здесь не случайна.
Конкурсы проходили разные периоды эволюции, и сейчас мы находимся на этапе их повсеместного распространения. Сказать, что их явный избыток, было бы серьёзным преуменьшением. Их чудовищно много. Кажется, сегодня трудно сыскать музыканта, не являющегося лауреатом хоть какого-нибудь конкурса. Я видела резюме, в котором перечисление лауреатств занимало две страницы. Музыканту было семь лет.
Причины такой популярности конкурсов, в частности детских, не только в их зрелищности. Это один из общепринятых критериев работы педагога, как бы странно это ни было, если вдуматься поглубже; это способ достичь неких степеней, наград и званий, причём это так не только в нашей стране.
Но что же даёт участие в конкурсах, если рассмотреть плюсы и минусы?
Из творческих плюсов — подготовка репертуара и доведение его до известной степени совершенства. Из социально-карьерных плюсов — возможность выйти на хорошую сцену и сыграть перед крупными музыкантами, концертными агентами, если это конкурс высокого уровня. Победитель крупного конкурса получает концертные предложения, и в конечном итоге это и есть главная мечта любого соискателя.
Минусы конкурсов — крайне нервная атмосфера, неизбежная в ситуации сравнения одного артиста с другим, при том что не существует стопроцентно объективных критериев, и одним из факторов то и дело становится эмоциональное «нравится — не нравится». Хотя профессионал и не должен опираться только лишь на этот критерий, из двух достойных артистов всегда выбираешь того, кто лично тебе ближе по духу. Есть факторы, привносящие ещё большую субъективность, присутствие педагогов участников в жюри например.
В конкурсной ситуации не прощаются никакие ошибки. То, что осталось бы практически незамеченным на концерте и даже придало бы некий шарм живого, незастрахованного от случайностей исполнения, на конкурсе может стать решающим фактором непрохода на следующий тур. По этой причине вместе с ростом популярности конкурсов сложился и некий тип исполнительства, который так и назвали — «конкурсным»: лишённым спонтанности, высококачественным технически, но усреднённым художественно. Ведь в жюри сидят очень разные индивидуальности, а угодить надо постараться всем…
Есть музыканты, судьба которых сложилась так счастливо, что им не пришлось участвовать в конкурсах, чтобы приобрести всемирную известность. Есть музыканты, выигравшие крупнейшие состязания и тем не менее канувшие в небытие концертной жизни. Есть музыканты, которым так и не довелось получить первых премий, однако они любимы и востребованы публикой всего мира.
Но сколь бы скептически я ни относилась к конкурсам, побывав по обе стороны процесса — как участник и как член жюри, — раз в четыре года, отложив все дела, спешу в консерваторию слушать наш конкурс имени Чайковского, надеясь на открытия.

Последние выпуски программы

Откуда мы родом

Откуда мы родом? В данном случае мы — это русские пианисты, а откуда — это вопрос, где наши корни, кто наши музыкальные родители и более отдаленные предки. Ведь в нашем деле все родственные связи очень похожи на семейные: учитель нам как отец или мать, ученики одного педагога друг другу братья и сестры.

Моя Alma mater

Московская консерватория. Один из самых уютных уголков Москвы на одной из самых симпатичных улиц старого центра. Чудесный дворик, утопающий в кустах сирени, памятник Петру Ильичу Чайковскому работы Веры Мухиной, вокруг которого так любят отдыхать студенты, грандиозный Большой зал и два флигеля — учебных корпуса, в которых тоже свои концертные залы.

Ода фортепианному звуку

Музыка — искусство звука. Игра на любом музыкальном инструменте — искусство звукоизвлечения. Извлечение звука из инструмента фортепиано технически выглядит как удар деревянного молоточка, обернутого в мягкий фетр, по стальной натянутой струне. Между пальцем пианиста и молоточком есть целая сложная система сообщения, которая начинается с клавиши.