Фестиваль «PrimaDomra»

Выпуск 90
Я побывала на очень интересном фестивале под названием «PrimaDomra». Интриги нет, само название прямо говорит нам о том, какой инструмент царит на фестивале. Придумала и создала фестиваль артистка, к которой самой как нельзя лучше подходит это авторское название — она сама и есть самая настоящая «примадомра», то есть первая домра, концертмейстер Национального академического оркестра народных инструментов России им. Ник. Петр. Осипова. Это прекрасная и великолепная Екатерина Мочалова. Музыкант нового поколения, человек необыкновенной энергии и настоящий фанат своего инструмента.
Фестиваль «PrimaDomra»
Домра относится к русским народным инструментам, из европейских инструментов она ближе всего к мандолине, а из русских родственна балалайке — у неё также три струны, только корпус не треугольный, а круглый. В общем-то инструмент не сложной конструкции, и долгое время было принято думать, что таким народным инструментам под силу только различные переложения народной же музыки — плясовой или песенной, а как максимум — обработки популярной классики. Долгое время композиторы академического направления не обращали внимания на народные инструменты — мы не найдём пьес для балалайки, домры или баяна ни у Чайковского, ни у Рахманинова, Прокофьева или Шостаковича. Но ведь талантливым исполнителям на этих инструментах тоже хотелось бы расширять свой репертуар, делать его более глубоким и серьёзным! Свои авторские произведения создавали крупные исполнители — такие, как Александр Цыганков или Вячеслав Семёнов. Но во все времена великие произведения рождались на свет благодаря дружбе композиторов с исполнителями, которые вдохновляли их на создание музыки для своего инструмента. Так на сольную концертную сцену в своё время благодаря Юрию Башмету вышел оркестровый инструмент альт.
И Екатерина Мочалова, это уже очевидно, стала тем самым исполнителем, который вовлёк в орбиту притяжения своего инструмента самых значительных современных русских композиторов. На фестивале «PrimaDomra» звучала музыка для разных ансамблей с участием домры, созданная Александром Чайковским, Ефремом Подгайцом, Кузьмой Бодровым. Для домры созданы камерные сонаты с участием фортепиано — а это один из самых академических, даже элитных музыкальных жанров. Мне повезло быть участником премьерных исполнений этих прекрасных произведений. А все трое наших замечательных композиторов приехали на фестиваль лично, и радовали нас общением как творческим, в рамках музыкальной программы, так и дружеским — после концертов. И я могу только поздравить Екатерину Мочалову с великолепным фестивалем, уже третьим по счёту, настоящим праздником музыки для домры и не только.

Последние выпуски программы

Откуда мы родом

Откуда мы родом? В данном случае мы — это русские пианисты, а откуда — это вопрос, где наши корни, кто наши музыкальные родители и более отдаленные предки. Ведь в нашем деле все родственные связи очень похожи на семейные: учитель нам как отец или мать, ученики одного педагога друг другу братья и сестры.

Моя Alma mater

Московская консерватория. Один из самых уютных уголков Москвы на одной из самых симпатичных улиц старого центра. Чудесный дворик, утопающий в кустах сирени, памятник Петру Ильичу Чайковскому работы Веры Мухиной, вокруг которого так любят отдыхать студенты, грандиозный Большой зал и два флигеля — учебных корпуса, в которых тоже свои концертные залы.

Ода фортепианному звуку

Музыка — искусство звука. Игра на любом музыкальном инструменте — искусство звукоизвлечения. Извлечение звука из инструмента фортепиано технически выглядит как удар деревянного молоточка, обернутого в мягкий фетр, по стальной натянутой струне. Между пальцем пианиста и молоточком есть целая сложная система сообщения, которая начинается с клавиши.