Моя Россия. Республика Бурятия

Выпуск 80
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Одно из самых удивительных мест в России в череде моих постоянных путешествий — это прекрасная и уникальная республика Бурятия. Каждый раз, когда бываю там, испытываю необъяснимый душевный подъём. Казалось бы, после ночного перелёта, да ещё с заметной для организма разницей в часовых поясах, энтузиазм в себе обнаружить трудновато. Но, однако, есть несколько объективных причин для воодушевления.
Первая — это красота природы. Бурятия в этом плане благословенна: у неё есть и Байкал, и величественные горы, и реки, и леса, и многое другое. Мощь и масштабы сибирских пейзажей трудно описать в кратком очерке, ну, а лучше всего, конечно, постараться однажды увидеть своими глазами эту полную чудес могучую природу. А ещё, при всей монументальности ландшафта, Бурятия — один из самых солнечных регионов нашей страны. Солнце там непривычно яркое, ослепительное, и настроение автоматически становится тоже солнечным.
Вторая причина — духовная. Бурятия — центр российского буддизма. И хотя я сама рождена в другой культурной и религиозной традиции, меня завораживает глубина иной духовной культуры, красота и своеобразие буддийских дацанов, состояние умудрённого доброжелательного спокойствия, которым наполнены буддисты. В этом крае немало явленных миру чудес: например, лама Итигэлов, нетленное тело которого находится в Иволгинском дацане в состоянии, неизвестном науке. И мне даже довелось лично его увидеть.
Это лик буддийской богини Янжимы, к которой приезжают издалека с самыми разными просьбами с верой и надеждой на помощь. И судя по количеству подарков богине, она откликается на просьбы верующих. А неподалёку от лика Янжимы, в 400 километрах от Улан-Удэ, где кончаются дороги, расположено маленькое село Курумкан, где есть замечательная детская музыкальная школа. Там учат играть в том числе и на бурятских народных инструментах. Это, конечно, не чудо — но так потрясающе здорово! Учитывая, на каком отдалении от больших городов это всё происходит.
И третья причина — это люди, которых я там встречаю, мои коллеги прежде всего, но и не только. Редко, очень редко случается в моей непоседливой и стремительной жизни так, что сама приглашающая сторона настаивает на том, чтобы я помимо всех важных и нужных дел задержалась бы ещё как минимум на один лишний день — просто для отдыха и прогулок по разным заповедным местам. А когда я приезжаю в Бурятию — не бывает иначе. Такая это удивительная земля с удивительными людьми и удивительной природой.

Последние выпуски программы

Откуда мы родом

Откуда мы родом? В данном случае мы — это русские пианисты, а откуда — это вопрос, где наши корни, кто наши музыкальные родители и более отдаленные предки. Ведь в нашем деле все родственные связи очень похожи на семейные: учитель нам как отец или мать, ученики одного педагога друг другу братья и сестры.

Моя Alma mater

Московская консерватория. Один из самых уютных уголков Москвы на одной из самых симпатичных улиц старого центра. Чудесный дворик, утопающий в кустах сирени, памятник Петру Ильичу Чайковскому работы Веры Мухиной, вокруг которого так любят отдыхать студенты, грандиозный Большой зал и два флигеля — учебных корпуса, в которых тоже свои концертные залы.

Ода фортепианному звуку

Музыка — искусство звука. Игра на любом музыкальном инструменте — искусство звукоизвлечения. Извлечение звука из инструмента фортепиано технически выглядит как удар деревянного молоточка, обернутого в мягкий фетр, по стальной натянутой струне. Между пальцем пианиста и молоточком есть целая сложная система сообщения, которая начинается с клавиши.