Творческая встреча

Выпуск 87
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Если вдуматься в смысл этого словосочетания, то так должна называться репетиция или концерт: это те самые моменты, где есть и встреча, и творчество. Но на практике этими словами называется совсем другой формат общения с участием артиста — и на мой взгляд, непосредственно творчества в нём нет. Это просто разговор, монолог или диалог со слушателями.
Обычно такие встречи проходят с помощью ведущего, но бывает и без него — тогда артист сам берёт на себя управление общением со слушателями. Получается формат в духе стенд-апа, но только не развлекательного, а иногда очень даже серьёзного, иногда откровенного.
Творческая встреча
Я очень люблю такие встречи, назовём их всё-таки околотворческими. Во-первых, уже чувство, что людям интересно то, что я им расскажу, само по себе вдохновляет меня. На мой взгляд, не столь уж необходимо сообщать людям какие-то детали своей биографии, пусть даже необычные; гораздо интереснее поговорить о том, что волнует и меня, и публику, а именно — о самом искусстве, о его законах, о сделанных открытиях, о трудностях и радостях жизни с музыкой.
Очень многое зависит от того, кто в зале — дети или взрослые, музыканты или нет. Одна из самых ответственных аудиторий для меня — это подростки-музыканты. Как раз такая встреча состоялась у меня недавно, а рамках Первого Детского культурного форума, организованного Министерством культуры. В зале ребята со всей России. У каждого из них свои мечты, свои трудности на пути, свои сомнения и иллюзии. Я рассказываю им о своих размышлениях о музыке, которую я играю, об опыте выхода на сцену, о своих ощущениях от процесса исполнения музыки. Их беспокоят вопросы выбора профессионального пути, сценического волнения, им важно знать, как найти свой репертуар, как побороть страх неудачи и справиться с неверием в себя. Им очень важно, чтобы я честно отвечала на их вопросы, им не нужна лакированная картинка, и я делюсь с ними опытом своих сомнений и провалов, мне хочется, чтобы они знали, что после любой неудачи надо вставать и продолжать идти. Я рассказываю им о том восторге, который может подарить только музыка, и о том, что самое главное мы выражаем, не произнося ни слова, и что эмоцию можно передать без искажений напрямую из души в душу, а музыке можно доверить то, что не доверишь даже дневнику. Что музыка и искусство в целом учит нас любви и искренности. Я говорю, что мечтать надо как можно смелее, но что без труда и дисциплины ни один талант не реализует себя как должно. От общения с ребятами я сама очень загораюсь, и мне кажется, в эти моменты у меня есть шанс увлечь их своей энергией. И как всегда, энергия вступает в обоюдную реакцию, и я считаю, что встреча удалась, если мы все вынесли с нее чуть больше любви, чем было у нас в начале.

Последние выпуски программы

Откуда мы родом

Откуда мы родом? В данном случае мы — это русские пианисты, а откуда — это вопрос, где наши корни, кто наши музыкальные родители и более отдаленные предки. Ведь в нашем деле все родственные связи очень похожи на семейные: учитель нам как отец или мать, ученики одного педагога друг другу братья и сестры.

Моя Alma mater

Московская консерватория. Один из самых уютных уголков Москвы на одной из самых симпатичных улиц старого центра. Чудесный дворик, утопающий в кустах сирени, памятник Петру Ильичу Чайковскому работы Веры Мухиной, вокруг которого так любят отдыхать студенты, грандиозный Большой зал и два флигеля — учебных корпуса, в которых тоже свои концертные залы.

Ода фортепианному звуку

Музыка — искусство звука. Игра на любом музыкальном инструменте — искусство звукоизвлечения. Извлечение звука из инструмента фортепиано технически выглядит как удар деревянного молоточка, обернутого в мягкий фетр, по стальной натянутой струне. Между пальцем пианиста и молоточком есть целая сложная система сообщения, которая начинается с клавиши.