Суздаль

Выпуск 78
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Есть такое замечательное явление: летняя школа. Каждое лето я работаю в Летней школе Виктора Маевского в Суздале. Это такой творческий лагерь для детей разного возраста и разных специальностей: музыканты, художники. Это не похоже на обычные детские лагеря, потому что участники школы зачастую приезжают и с родителями, и со своими педагогами по специальности.
Школа располагается в месте необыкновенной красоты и культурно-исторического значения, древнем городе Суздале. И помимо непосредственного получения новых знаний и умений в профессии, ребята и взрослые знакомятся с памятниками Владимиро-Суздальской Руси, живут в этом невероятно атмосферном месте, дышат свежим воздухом, любуются красотой и чистотой дорогой сердцу классической русской природы средней полосы. Это для нас, москвичей, этот ландшафт привычен, хоть и драгоценен своей первозданностью; а в школу приезжают ребята из самых разных регионов России, в том числе из северных, например, Ханты-Мансийского автономного округа, и для тамошних ребят знакомство с природой русской равнины становится одним из важных знаний о нашей стране. Это знание необходимо им: трудно понять русскую музыку, никогда не видев простора летних полей, перелесков и тихую речку, не слышав далеко разносящийся колокольный звон. Вот уж звон — одна из главных достопримечательностей Суздаля! Поэтому и символ школы — колокольчик.
Суздаль
Школа живёт активной жизнью с раннего утра и до вечернего отбоя: через день — уроки по специальности, в другие дни — занятия камерным ансамблем. Игра в ансамбле очень нравится ребятам: они объединяются в ансамбли прямо здесь, в школе, и так возникает новая музыка, и новая дружба. В любую свободную минуту юные музыканты стремятся позаниматься! Сама атмосфера их подталкивает к этому. Все равно встают, чтобы к семи утра уже быть в классе, успеть подготовиться к следующему уроку с педагогом. А преподают в школе очень интересные люди, многие из которых — те самые артисты, стать похожими на которых хотели бы ребята. Так происходит их знакомство с профессиональным миром — на творческих встречах, где можно задать вопросы, в ежедневном общении, в школьном быту. Быть преподавателем в такой прекрасной школе тоже радостно и приятно. Это общение с коллегами, обсуждение творческих новостей, обмен мнениями о концертах, которые в школе проходят каждый день, об успехах ребят.
Для меня лето уже невозможно представить без десяти дней в Суздале, без этой благословенной тишины и покоя, без вечерних прогулок по высокому берегу реки Каменки, без этого прекрасного сочетания работы и отдыха в одном из самых прекрасных русских городов.

Последние выпуски программы

Откуда мы родом

Откуда мы родом? В данном случае мы — это русские пианисты, а откуда — это вопрос, где наши корни, кто наши музыкальные родители и более отдаленные предки. Ведь в нашем деле все родственные связи очень похожи на семейные: учитель нам как отец или мать, ученики одного педагога друг другу братья и сестры.

Моя Alma mater

Московская консерватория. Один из самых уютных уголков Москвы на одной из самых симпатичных улиц старого центра. Чудесный дворик, утопающий в кустах сирени, памятник Петру Ильичу Чайковскому работы Веры Мухиной, вокруг которого так любят отдыхать студенты, грандиозный Большой зал и два флигеля — учебных корпуса, в которых тоже свои концертные залы.

Ода фортепианному звуку

Музыка — искусство звука. Игра на любом музыкальном инструменте — искусство звукоизвлечения. Извлечение звука из инструмента фортепиано технически выглядит как удар деревянного молоточка, обернутого в мягкий фетр, по стальной натянутой струне. Между пальцем пианиста и молоточком есть целая сложная система сообщения, которая начинается с клавиши.