Просто для себя

Выпуск 96
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Ещё один очень частый вопрос, который интересует слушателей. «А вы играете дома просто так, для себя? И если да, то что вы играете?»
Наверное, я очень разочаровываю многих своим ответом. И тем не менее, я честно отвечаю: нет, для себя я дома не играю никогда и ничего, а если и случаются исключения, то они крайне редки, раз в несколько лет. Почему это так, сейчас объясню. Начну с того, как организован мой день? В идеале, конечно, нужно оставлять для занятий строго определённое время, желательно не меньше трёх-четырёх часов в день, можно и больше. Но это в идеале; а в реальности текущая жизнь всегда вносит свои коррективы. В один день перелёт, в другой день две разные репетиции, в третий день экзамен у студентов, в четвёртый день утром репетиция — вечером концерт, в пятый день просто навалились неотложные бытовые дела, и так далее, и тому подобное. В результате график занятий у меня определяется формулой «занимаюсь в любое время, когда есть такая возможность, неважно, где» — дома, в репетиционном классе, в другом городе, то есть — ловлю буквально любую возможность. Затем, учтём, что программы учатся или повторяются заранее, то есть, если, например, завтра я играю некую программу, это вовсе не значит, что сегодня я занимаюсь только завтрашним репертуаром; я параллельно готовлюсь и к тому концерту, который будет через три дня, и через неделю, и через две, и возможно, к тому, который будет через несколько недель или даже месяцев. Сроки подготовки программ тоже надо уметь рассчитать в зависимости от многих факторов. Например, если это Второй концерт Рахманинова, который я играю постоянно, то особой подготовки не требуется. А если это какая-то совершенно новая для меня музыка, то речь может идти о нескольких месяцах работы. Прибавим такой аспект, что нет предела стремления к совершенству. То есть, до самого выступления можно надеяться что-то улучшить в своём исполнении, а значит, надо продолжать заниматься своим текущим репертуаром.
Просто для себя
Таким образом, времени не только не хватает на какую-то совсем постороннюю музыку «для себя», но его едва хватает даже на самые срочные и насущные текущие задачи. Но это не единственная причина, по которой я не играю дома для себя. Есть ещё такой вопрос: а что именно для себя играть? К сожалению, я не владею искусством импровизации. Если бы умела, то, возможно, играла бы в своё удовольствие какие-нибудь джазовые фантазии. И то не факт, что на это оставалось бы время. Ведь, помимо игры на инструменте, которая является для меня работой, пусть и очень любимой, я еще люблю читать книги, гулять, общаться с людьми, а ещё работа требует быть на связи, отвечать на рабочие письма, а ещё со мной происходит многое-многое другое, что и называется жизнью.
Сказать, что я жалею об отсутствии в моей жизни игры «для себя», я никак не могу. Мне нравится, когда у меня из-под рук выходит что-то удачное, а не просто читка с листа. А что-то удачное выходит тогда, когда я полностью уверена в себе и той музыке, которую я играю. Так что «для себя», в своё удовольствие я, конечно, играю. На хорошей генеральной репетиции, а ещё лучше — на удачном концерте!

Последние выпуски программы

Откуда мы родом

Откуда мы родом? В данном случае мы — это русские пианисты, а откуда — это вопрос, где наши корни, кто наши музыкальные родители и более отдаленные предки. Ведь в нашем деле все родственные связи очень похожи на семейные: учитель нам как отец или мать, ученики одного педагога друг другу братья и сестры.

Моя Alma mater

Московская консерватория. Один из самых уютных уголков Москвы на одной из самых симпатичных улиц старого центра. Чудесный дворик, утопающий в кустах сирени, памятник Петру Ильичу Чайковскому работы Веры Мухиной, вокруг которого так любят отдыхать студенты, грандиозный Большой зал и два флигеля — учебных корпуса, в которых тоже свои концертные залы.

Ода фортепианному звуку

Музыка — искусство звука. Игра на любом музыкальном инструменте — искусство звукоизвлечения. Извлечение звука из инструмента фортепиано технически выглядит как удар деревянного молоточка, обернутого в мягкий фетр, по стальной натянутой струне. Между пальцем пианиста и молоточком есть целая сложная система сообщения, которая начинается с клавиши.