Занятия на электронном фортепиано

Выпуск 148
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Когда родители приводят своего сына или дочку в класс фортепиано, этот вопрос может прозвучать одним из первых: «Можно ли для домашних занятий использовать цифровое пианино?» Ведь это так удобно. Занимает мало места, не требует настройки и не раздражает соседей.
Мой ответ такой: если есть хотя бы небольшой шанс, что ребёнок когда-нибудь захочет стать профессиональным пианистом, то — нет, категорически нельзя начинать занятия с электронного инструмента. Ведь с самых первых уроков малыша учат не просто нажимать пальцами на нужные клавиши в нужное время, а слышать и активно слушать появляющийся из-под пальца звук, его певучесть, протяженность, его тембр, окраску, живые вибрации струн и резонанс деки. Ничего из этого в электронном пианино нет… И хотя большой мастер сможет сделать так, что музыка зазвучит даже на цифровом инструменте, но вот парадокс: обучиться такому мастерству можно только общаясь с живым настоящим инструментов. Предвижу недоуменный вопрос: но ведь бывают совсем плохонькие старые пианино, неужели даже они лучше хорошей электроники? Нет, конечно; но эта ситуация описывается крылатой фразой «оба хуже». К сожалению, если несколько первых лет заниматься на цифре, впоследствии перспектива профессиональных занятий становится нереальной. И уж само собой, в профессиональных учебных заведениях о постоянных занятиях на электронике не может быть и речи! Хотя взрослые пианисты, уже овладевшие всеми тонкостями и секретами звукоизвлечения, могут иногда заниматься на высококлассных электронных инструментах. И то не постоянно.
Занятия на электронном фортепиано
Ну, а если учиться для себя, для общего развития? Тогда, понимая всю заманчивость компромиссного решения, я могу сказать — да, в этом случае не стоит запрещать домашние занятия на цифровом пианино. В конце концов, если только это не самая простенькая цифровая игрушка — это тоже пианино, и на нём тоже будут занятия, а с акустическим инструментом ребёнок сможет знакомиться в школе.
Этика обращения с электронным инструментом такая же, как и с настоящим. Так же не надо ставить на него вазы с водой, размещать его у батарей или в неотапливаемых помещениях. Электронные инструменты — хорошее, полезное изобретение, надо только понимать, в каких ситуациях они помогают обучению, а в каких могут тормозить процесс или даже навредить ему. И, конечно, технологии очень быстро развиваются — кто знает, какими станут цифровые инструменты через 5 или 10 лет?

Последние выпуски программы

Откуда мы родом

Откуда мы родом? В данном случае мы — это русские пианисты, а откуда — это вопрос, где наши корни, кто наши музыкальные родители и более отдаленные предки. Ведь в нашем деле все родственные связи очень похожи на семейные: учитель нам как отец или мать, ученики одного педагога друг другу братья и сестры.

Моя Alma mater

Московская консерватория. Один из самых уютных уголков Москвы на одной из самых симпатичных улиц старого центра. Чудесный дворик, утопающий в кустах сирени, памятник Петру Ильичу Чайковскому работы Веры Мухиной, вокруг которого так любят отдыхать студенты, грандиозный Большой зал и два флигеля — учебных корпуса, в которых тоже свои концертные залы.

Ода фортепианному звуку

Музыка — искусство звука. Игра на любом музыкальном инструменте — искусство звукоизвлечения. Извлечение звука из инструмента фортепиано технически выглядит как удар деревянного молоточка, обернутого в мягкий фетр, по стальной натянутой струне. Между пальцем пианиста и молоточком есть целая сложная система сообщения, которая начинается с клавиши.