Моя Alma mater

Выпуск 154
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Московская консерватория. Один из самых уютных уголков Москвы на одной из самых симпатичных улиц старого центра. Чудесный дворик, утопающий в кустах сирени, памятник Петру Ильичу Чайковскому работы Веры Мухиной, вокруг которого так любят отдыхать студенты, грандиозный Большой зал и два флигеля — учебных корпуса, в которых тоже свои концертные залы. Место, притягивающее внимание всех музыкантов мира вот уже больше века. И не только музыкантов, но и светской публики, посетителей концертов и даже популярных кафе, расположенных неподалёку. Красивая вечерняя подсветка комплекса зданий, афиши, музыкальные звуки из всех окон. Консерватория прекрасна в любое время года, с любого ракурса она радует глаз прохожего.
Но что же там внутри? Какая атмосфера, какие легенды; какие тени великих мерещатся робким абитуриентам, еще только мечтающим стать студентами?
Конечно, Большой зал консерватории — её доминанта, её сердце, один из прекраснейших концертных залов планеты, намоленная сцена, на которую выходили все великие мастера; легендарная акустика, роскошный орган.
Моя Alma mater
Но есть и другие залы, и первым среди них упомяну Малый зал в левом крыле консерватории. Это для студентов главный зал, главнее даже Большого, до которого им еще надо дорасти. Здесь происходят все экзамены, начиная со вступительного и заканчивая выпускным. При входе в Малый зал мы видим беломраморные доски, на которых золотом выбиты имена лучших выпускников, удостоенных Золотой медали. Но почему-то почетный список обрывается на 1949 годе. А сейчас золотых медалей и вовсе не вручают — высшим достижением, как и везде, считается красный диплом.
Малый зал — один из лучших камерных залов Москвы. В нём прекрасно звучат практически все инструменты, его акустика совершенна. В нем проходят как учебные вечера, так и открытые концерты самого высокого уровня. В этом же учебном корпусе расположены самые знаменитые учебные классы. Многие из них носят имена тех великих профессоров, которые в них работали, на стенах — их портреты.
Еще у нас есть Рахманиновский зал — светлый, просторный, небесного-голубого цвета. В своё время этот зал принадлежал Синодальному училищу церковного пения. И действительно, акустика этого зала лучше всего подходит именно для хоровой музыки. Несмотря на то, что сам зал старинный, к нашей консерватории он присоединился в качестве третьего учебного корпуса относительно недавно, в 70-х годах 20 века. Этот зал очень любят и консерваторцы, и завсегдатаи концертов за его очень светлую и воздушную атмосферу. Он более демократичный, чем Малый зал, часто в нем выступают дети из музыкальных школ Москвы.
Ещё один небольшой зал — зал имени Мясковского в правом крыле, во втором учебном корпусе. Это зал преимущественно для сольных концертов студентов и аспирантов. А самый маленький зал консерватории — зал музея имени основателя консерватории Николая Григорьевича Рубинштейна, он находится прямо в фойе Большого зала.
Все консерваторские залы открыты для широкой публики, и если кто-то ещё там не бывал, то я от души советую. Можно выбрать студенческий концерт, входные билеты на которые стоят совсем недорого, а можно и послушать концерт признанного мастера: в консерватории любят играть ее знаменитые выпускники.
За последние годы в консерватории был проведен капитальный ремонт. Сохранив все исторические ценности, она приобрела современный вид и новые элементы декора: красивые панно, внутренние дворики, техническое оснащение классов звуковоспроизводящей аппаратурой. В одном из фойе первого корпуса устраиваются выставки работ художников, в другом — располагается киоск с музыкальными товарами: книгами, нотами, дисками и сувенирами.
Консерватория, конечно же — это не только здания, но прежде всего люди. Многие легендарные музыканты считали своим долгом преподавать тут и передавать свое мастерство будущим коллегам. Приходите в консерваторию, познакомьтесь с ней, она — сердце музыкальной Москвы и всей России.

Последние выпуски программы

Откуда мы родом

Откуда мы родом? В данном случае мы — это русские пианисты, а откуда — это вопрос, где наши корни, кто наши музыкальные родители и более отдаленные предки. Ведь в нашем деле все родственные связи очень похожи на семейные: учитель нам как отец или мать, ученики одного педагога друг другу братья и сестры.

Ода фортепианному звуку

Музыка — искусство звука. Игра на любом музыкальном инструменте — искусство звукоизвлечения. Извлечение звука из инструмента фортепиано технически выглядит как удар деревянного молоточка, обернутого в мягкий фетр, по стальной натянутой струне. Между пальцем пианиста и молоточком есть целая сложная система сообщения, которая начинается с клавиши.

Музыка тишины

Наш быт полон звуков. Даже сейчас, когда я воскресным утром пишу эти строки, за окном у меня ездят немногочисленные машины, из ближайшего храма раздается колокольный звон, поют птицы. Это всё становится привычным звуковым фоном, на который мы обычно даже не обращаем особого внимания.