Всё под контролем

Выпуск 159
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Существует немало признаков хорошей фортепианной игры. У Сергея Васильевича Рахманинова даже есть статья с таким названием: «Десять характерных признаков прекрасной фортепианной игры». Её можно прочитать на замечательном сайте senar.ru, посвящённом творчеству Рахманинова.
Однажды я в очередной раз задумалась над этим. Вообще обычно над такими вещами размышляешь непосредственно в процессе своих домашних занятий, и иногда в голову приходят очень интересные мысли. И вот как бы сама собой мне в голову пришла самая краткая формула — определение хорошей игры.
«Осознавать каждую ноту».
Всё под контролем
Пианист играет очень много нот. Больше, чем исполнители на других инструментах, и наверное, только орган иногда является исключением. Пианист управляет звуком в момент его взятия и снятия с помощью десяти пальцев в разных комбинациях, пианист управляет двумя педалями с помощью ног. Мы также можем управлять музыкальным временем. Так вот, хорошая игра — та, где ни один звук не возникает случайно, необдуманно, не рассчитано по силе взятия, не будучи прежде рождения на свет услышанным внутренним слухом музыканта, только после этого мысленно отдающего команду каждому из пальцев. Если руки берут аккорд, это не означает, что каждый звук аккорда будет взят с одинаковой силой, как раз наоборот. Если играется быстрый одноголосный пассаж, каждая нота его должна быть проинтонирована, мысленно пропета, а значит, они не все одинаковые. Не говоря уже о мелодиях, где с помощью прикосновений пальца к клавиатуре мы пытаемся максимально приблизиться к живой интонации человеческого голоса.
«Умная» игра слышна сразу, она очень отличается от неумной. Ещё очень интересно то, что в процессе изучения произведения мы сначала стараемся все игровые процессы сделать максимально автоматизированными путём многократных повторов, выгрывания в сочинение — иначе нашей оперативной памяти просто не хватило бы на все необходимые действия. Но вот если на сцене к нам приходит волнение — автоматика может внезапно и отказать. И тут придёт на помощь осознавание каждой ноты! Хорошая игра — это умная комбинация автоматизма и полного контроля, присутствия вниманием в моменте, здесь и сейчас, руководство всем процессом.
Всё это требует огромной скорости мыслительного процесса. Игра на музыкальном инструменте — это прежде всего интеллектуальная работа.

Последние выпуски программы

Как войти в форму после перерыва

Мы все время от времени делаем перерывы в занятиях. Это может быть летний отдых или какие-то иные причины.

О каденциях

Когда мы играем концерты, написанные венскими классиками — то есть концерты Гайдна, Моцарта, Бетховена — в них, как правило, нам встречаются каденции.

Если хочешь быть здоров

Игра на рояле — это активные физические действия.

Поиск по сайту