Забыть текст

Выпуск 171
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Один из самых частых вопросов музыканту от слушателей: как вы запоминаете такое количество текста?
В двух словах не объяснить, но вот запоминаем, учимся этому годами, и изучаем в том числе множество разных смежных дисциплин, которые помогают осознавать музыкальные структуры: сольфеджио, гармонию и так далее. Но! — все, что однажды было запомнено, может быть однажды и забыто.
Забыть текст. Это самое страшное, что может случиться с музыкантом на сцене — не в восприятии слушателя, а в сознании самого артиста. Это всегда случается внезапно и сразу ввергает музыканта в состояние паники.
Забыть текст
Почему возникают эти провалы в памяти, чёрные дыры — трудно сказать. Точно знаю одно: от них не застрахован никто. Вообще никто. Самые великие и многоопытные музыканты могут забыть текст будто бы на ровном месте — хотя, конечно, вероятность этого в разы меньше, чем у ученика, который просто недостаточно позанимался. И тем не менее, это неприятность, которая может случиться с любым артистом.
Что ощущает в этот момент музыкант на сцене?
Можно назвать это сильным испугом. Резко учащается пульс. И срочно надо что-то делать, как-то приводить ситуацию в норму. Главное — не останавливаться, не прерывать игру! Дальше каждый «выруливает» в меру своих способностей взять себя в руки в экстренной ситуации, а также в меру быстроты своих реакций.
Степеней проявления проблемы много.
Один раз я была на концерте замечательного музыканта, который настолько сильно забыл текст, что совсем не смог ничего вспомнить, ушел за кулисы и вернулся уже с нотами, принося публике свои извинения за задержку ее внимания.
Бывает, забудешь текст ближе к началу выступления — и чтобы как-то себя поддержать, успокоить, говоришь себе: ну вот и всё, самое страшное уже случилось, дальше все пойдет гладко. А бывает, играешь как-то неуверенно, вроде бы и не путаешься в тексте, но не покидает ощущение, что вот-вот это случится. И, как правило, рано или поздно это случается.
Я за годы своей концертной деятельности выработала немало способов и приемов борьбы со страхом забыть текст на сцене. Один из самых простых — представлять себя за своим домашним инструментом, в привычной и комфортной обстановке. Один из самых необычных — представить перед внутренним взором какой-то очень яркий, эмоционально запомнившийся визуальный образ. Часть мозга отвлекается на моделирование этого воспоминания, и руки будто бы сами начинают играть, без излишнего внимания к деталям текста.
Самая фатальная мысль на сцене: а какая там следующая нота? Или: а каким пальцем эту ноту я должна сыграть? Если такие мысли пришли, надо гнать их как можно скорее, иначе пиши пропало!
В заключение мне хотелось бы сказать: не надо бояться забыть текст, через это проходят все! Но вот не могу так сказать! Потому что забыть текст — это наш самый страшный страх.

Последние выпуски программы

Звездная болезнь

Всякий молодой или даже совсем юный артист, почувствовав вкус первых успехов, начинает говорить или думать о себе то самое «я».

Русский язык

Сегодня я думаю о том, что является для меня большой любовью, неиссякаемым источником чистой радости — о русском языке.

Широка страна моя родная

Во время полёта я люблю следить по карте, где мы пролетаем, над какими населёнными пунктами.

Поиск по сайту