«Миша, Яша, Тоша, Саша…»

  • 4 сентября 2018
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
«Когда нам было примерно по три года,
все мы начали играть на скрипке
в российской глубинке.
Вначале мы звучали средне,
пока профессор Ауэр
не показал нам,
как делать аншлаги в Карнеги-Холле.
Но с именами, как Сэмми, Макс или Мо,
никогда хорошо не заработаешь.
А вот Миши, Яши, Тоши, Саши… Совсем другое дело!»
Авторы шуточной песенки, написанной в 1922 году, Айра и Джордж Гершвины. Последним в списке — Саша Якобсен, концертмейстер Лос-Анджелесского филармонического оркестра. Выходец из России он, живя в Петербурге, действительно готовился к поступлению в класс Леопольда Семеновича, но семья эмигрировала в Штаты еще до того, как туда же перебрался профессор Ауэр. Что касается Миши, Яши и Тоши, так это прославленные Миша Эльман, Яша Хейфец и Тоша Зайдель, которые в самом деле действительно родились в России, учились у профессора Ауэра и у них были аншлаги в Карнеги-Холле.
Великий скрипичный педагог Карл Флеш написал в своих мемуарах: «Несправедливо, что Тоша Зайдель не часто включается в первый ряд школы Ауэра. По качеству его звук — один из красивейших, когда-либо слышанных мною на протяжении моей карьеры. И технически он великолепен».
Антон Зайдель, прославившийся под именем Тоши, родился в Одессе. Его отец был бизнесменом и ненавидел музыку, зато дядя был известным в Одессе скрипачом и, когда Тоше исполнилось три года, понял: в семье появился настоящий вундеркинд! Тоша поступил учиться в Одесское музыкальное училище при Императорском русском музыкальном обществе, в класс ученика Ауэра Макса Фидельмана. Прошли еще несколько лет, и Тоша понял — Ауэр и никто, кроме Ауэра.
В те годы в классе профессора Ауэра собралось целое созвездие блистательных имен. «В 1908-м году, — вспоминал маэстро, — появились на небе две первых северных звезды: Миша Эльман и Ефрем Цимбалист. За ними следовал Яша Хейфец. Несколько месяцев спустя появились Тоша Зейдель и Михаил Пиастро. Эти шесть артистов являются представителями новой русской школы в Петербурге».

Последние выпуски программы

«Ауэр. Наследие»

Наследие Леопольда Ауэра не сводится к перечислению его учеников, не ограничивается педагогическими открытиями. Это блистательные традиции скрипичного исполнительства, распространившиеся по всему миру.

Скрипичный Бах

История о том, как Феликс Мендельсон в XIX веке открыл миру имя Иоганна Себастьяна Баха, широко известна. Однако скрипачи не торопились включать сочинения лейпцигского кантора в свой репертуар...

Оскар Шумский

Оскар Шумский научился играть на скрипке в три года...