Табула девятая. Мефистофель оказался женщиной

Выпуск 9
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Колонна московской конной милиции прибыла на непривычное место дежурства: вместо футбольного стадиона «Динамо» всадники выстроились на площади перед фасадом Зала имени Чайковского. Около «храма» классической музыки бурлила возбуждённая толпа в надежде попасть на скандальную премьеру: 23 октября 1983 года в филармонической афише кантата Альфреда Шнитке «История доктора Иоганна Фауста».
Тираж программок к концерту арестовали — в них был напечатан отрывок из Священного писания и философское эссе Шнитке. Он с детства был заворожён историей про доктора Фауста. Немецкое издание романа Томаса Манна о знаменитом чародее и алхимике Альфред обнаружил в отцовской библиотеке. Несколько раз прочитав книгу, захотел расширить представления о потустороннем мире и даже достал томик по чёрной магии.
Табула девятая. Мефистофель оказался женщиной
Композитор позже признавался, что со временем стал немного побаиваться своих познаний «о всякой чертовщине» и захотел выпустить внутренних демонов наружу.
Партитура кантаты получилась новаторской смесью классики с простецкими эстрадными мелодиями. Шнитке показывает Мефистофеля в мужском и женском обличии одновременно. На роль злого духа композитор пригласил Эрика Курмангалиева и королеву отечественной эстрады Аллу Пугачёву. Десятиминутную сцену с танго Алла Борисовна превратила в получасовое шоу, перекроив под себя нотный материал.
Шнитке попросил следовать авторскому тексту. Пугачёва разразилась гневным монологом и отказалась от участия в спектакле. Его руководитель, дирижёр Геннадий Рождественский вскоре сообщил, что концерт запретили. Может и вправду дьявол правит бал? Или всё же провидение? Пока Шнитке в Вене готовил мировую премьеру «Истории доктора Иоганна Фауста», в Москве в тайне от автора другой дирижёр и новая исполнительница заглавной партии разучивали кантату. В Союзе композиторов устроили прослушивание и сошлись на том, что советский композитор не должен продавать свой талант на Западе, поэтому включили кантату Шнитке в программу фестиваля «Московская осень». И вскоре пожалели об этом. Нездоровый ажиотаж вокруг спектакля породил панику в высоких кабинетах и следующий показ от греха подальше организовали в Ленинграде.

Последние выпуски программы

Табула десятая. Немецкий композитор из России

Однажды в краеведческом музее города Энгельс появился турист из Японии и попросил показать ему дорогу к дому, где во время войны жил Альфред Шнитке, автор оратории «Нагасаки». Оказалось, что старое деревянное строение снесли. Но сохранились задокументированные воспоминания бывшей соседки семьи Шнитке.

Табула восьмая. Семейная полистилистика

Быть женой гения — не только щедрый подарок свыше, но и тяжёлый каждодневный труд. Ирина Шнитке… Красивая стройная блондинка с копной волос, уложенных в модный пучок как у Брижит Бардо, старается не привлекать к себе внимания коллег и друзей мужа.

Табула седьмая. Стеклянная мозаика

В период брежневского застоя «Мосфильм» непосвящённым казался фабрикой грёз: каждый день у входа в киностудию толпились молоденькие девушки в надежде перехватить кого-то из звёзд советского экрана, чтобы выпросить дарственную надпись на клочке бумаги. Приходящего сюда на работу Шнитке никто не замечал.