Умирающий лебедь. Лев Бакст
Выпуск 8
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Лебедь» в миниатюре Сен-Санса не задумывался композитором как умирающий. Иначе как бы попал он в пародийную, шуточную сюиту «Карнавал животных»? Трагическим символом он стал благодаря Михаилу Фокину, создавшему в 1907-м году концертный номер для Анны Павловой, а также стараниям самой балерины, станцевавшей его около четырёх тысяч раз, постоянно добавляя новые эмоциональные оттенки. Ее лебедь за три минуты проживает целую жизнь, став одним из ярких достижений классического балета.
Казалось бы, при свете таких звезд, как Павлова, Фокин и Сен-Санс, совершенно незначащими будут остальные имена. Но это не так, и внешне скромное участие в создании миниатюры Льва Бакста, автора костюма, является тому примером. Вовлеченный своими друзьями по творчеству в мир танца, художник сотворил образ, достойный отдельного разговора.
Собственно, костюмов, воплощающих идею Бакста, за долгие годы будет изготовлено множество — учитывая успех номера. Сразу несколько сошьют и для самой звезды. Сегодня из этих раритетных экземпляров сохранилось всего только три, и самый известный из них находится в собрании Музея Лондона, в английской столице, где танцовщица на пике известности поселилась незадолго до начала войны.
Любовно выделанный портнихой Харчевниковой (известна и такая деталь), он представляет собой короткий тюник, то есть сетчатую балетную пачку в блестках с наложенными поверх крыльями, и кремовый корсаж, декорированный крупным зеленым самоцветом посередине. К наряду прилагается изысканная диадема — также из пуха и драгоценных камней. Всего, как посчитано, птичьих перьев использовано 1537, все ради трепетной элегантности.
Костюм грациозной птицы, явленный публике первоначально на благотворительном гала в Зале Дворянского собрания Петербурга (где, собственно, и родился номер), был создан Бакстом еще в начале его сотрудничества с миром балета — главные достижения художника впереди — однако, в нем проявился со всей очевидностью талант декоратора, удивительным образом чувствовавшего пластику тела. И это виртуозное владение линией, несомненно, передалось балерине, оставшейся ему благодарной. Недаром последними словами, произнесенными Павловой на смертном одре в Гааге (она скончалась скоропостижно еще молодой), как рассказывают, были: «Приготовьте мне костюм лебедя».

«Умирающий лебедь», концертный номер Анны Павловой, костюм Льва Бакста, 1907 г.

