Парад. Пабло Пикассо
Выпуск 26
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Именно с этого балета началось сотрудничество Пикассо с музыкальным театром, которое будет иметь продолжение, тем более что во время репетиций художник повстречал свою будущую жену балерину Ольгу Хохлову. Надо сказать, что к моменту запуска проекта дягилевские сезоны уже исчерпали свой прежний запал. Шла мировая война, поэтизация старины, столь органичная для первого этапа антрепризы, выглядела неуместной. Поэтому Дягилев хочет чего-то нового, неожиданного, обращаясь к окружающим его художникам и артистам с заданием «удиви меня».
Из этого «удиви» родится балет «Парад» с музыкой Эрика Сати, для оформления которого будет привлечен неутомимый Пикассо, готовый активно влиться в работу над постановкой. В либретто, составленном Жаном Кокто, собственно, нет сюжета. Это дивертисмент, дефиле бродячих артистов на фоне ярмарочного балагана, возвышающегося среди серых домов. Артисты, как водится, представляют свои номера. Красно-желтый иллюзионист-китаец показывает фокусы, девушка-американка в матроске под музыку, синкопированную в ритмах регтайма, исполняет пантомиму в духе чаплиновского бродяги, пара акробатов в серебристых комбинезонах демонстрирует ловкость и силу. Все это просто и по-цирковому легко превращается в характерные танцы, придуманные Леонидом Мясиным.
Полную противоположность циркачам составляют громоздкие фигуры менеджеров, изображенные художником в духе кубизма. Это пародия на наступление века бизнеса и машин. Их невероятные костюмы (менеджер-американец», например, опознавался по возвышающимся за спиной небоскребам) были изготовлены из картона и позволяли танцовщикам делать лишь минимальные движения — немного чечетки, небольшие покачивания-балансе. Но действовал там и промежуточный персонаж — вполне подвижная цирковая лошадь с кубистской при этом головой. Когда она выскочила на сцену, зрители, уже с настороженностью относящиеся к спектаклю, решили, что дягилевцы просто издеваются на ними. «Пикассо — бош!» (то есть немец) «Русские — боши!», раздались недовольные крики, учитывая, что авангард во Франции в те годы считали явлением заграничным.
Скандал, разразившийся на премьере, не отвратит, тем не менее, Пикассо от сотрудничества с дягилевской антрепризой. После веселого «Парада» им будет создано оформление к «Треуголке» на музыку де Фальи и балету Стравинского «Пульчинелла». Картонных кубистских костюмов, однако, больше не будет.
«Парад», спектакль Русских сезонов с костюмами Пабло Пикассо, 1917 г

