Костюм Сильфиды. Эжен Лами
Выпуск 14
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Это имя сегодня никому не известно, разве что специалистам по французской живописи и акварели середины XIX века — Эжен Лами. А тем не менее главным его достижением в истории стали не картины, а эскизы театральных костюмов, точнее, костюмов к балету «Сильфида», с которым связано появление балетной пачки. В 1832-м году итальянка Мария Тальони впервые вышла на сцену Королевской академии музыки и танца в Париже в пышной летящей юбке, знаменующей эпоху балетного романтизма, непременным атрибутом которого, кроме костюма, станет танец на пуантах.
Итак, романтически нежный наряд в виде колокола — несколько слоев тюля или муслина, посаженных на корсаж, и вот уже рисуется символ возвышенности, поэтического стремления к полету, связи между землей и небом…
Конечно, ничто не возникает на пустом месте. И появлению пачки предшествовали легкие, полупрозрачные платья эпохи ампир — та же Тальони отказывалась от тяжелых нарядов, выходя на сцену, и это при том, что танцовщицы еще совсем недавно были обязаны носить кринолины. Вспомним по этому поводу знаменитую Истомину, про которую Пушкин сказал: Блистательна, полувоздушна, Смычку волшебному послушна… Такую эволюцию гардероба балерин — в сторону легкости — можно объяснить эволюцией танцевальных приемов: по мере того, как хореография усложнялась, костюм должен был адаптироваться, терять вес, давать исполнительницам большую свободу.
Первые пачки были длиной до щиколотки и весьма тонкими. Позже они наберут объем, поднимутся до середины икры — в то время из соображений приличия танцовщицы не поднимали ноги выше линии бедер. В конце XIX-го века появится так называемая классическая модель, доходящая до колен или даже чуть выше. Благодаря постановкам Мариуса Петипа и влиянию российского театра ее украсит богатый декор. И только в XX-м веке, с его любовью к минимализму, появятся хорошо знакомые нам приплюснутые пачки-тарелки с радиусом около 40 сантиметров — в почете техника, скорость, азарт… А также, порой, и ирония, поскольку пачка будет уже многим казаться устаревшей. Неслучайно современные модельеры, вроде Жан-Поля Готье, предложат сделать балетную юбку квадратной, разрезать, прожечь или соединить с вязаным свитером вместо корсажа. Это на сцене, а в быту одновременно появятся игривые прозрачные юбки-туту, контрастирующие с тяжелыми ботинками на шнуровке. Современные Сильфиды, правда, не всегда в курсе, что носят наряды, придуманные романтиком Эженом Лами.
Костюм Сильфиды в одноименном балете, Эжен Лами, 1832 г

