Белоснежка. Жан-Поль Готье
Выпуск 16
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В 2008-м году европейские газеты разошлись в своих мнениях. Одни публиковали статьи под заголовком «Жан-Поль Готье одевает Белоснежку». Другие — «Готье раздевает главную героиню». И то, и другое, заметим, было недалеко от истины. В тот сезон балетная труппа знаменитого Алена Прельжокажа представила хореографическую версию волшебной сказки на музыку Малера — в первую очередь Первой симфонии и захватывающего по красоте Адажиетто из Пятой. Выбор музыки не был случайным, учитывая драматургию спектакля. Прельжокаж представлял его в большей степени трагедией, нежели волшебной сказкой. «Я люблю истории, — объяснял он свой замысел, — и остался верен версии братьев Гримм, но добавил некоторые личные вариации, основанные на собственном анализе символов сказки». Центральным персонажем он сделал мачеху, акцентируя ее нарциссическое желание оставаться самой соблазнительной и не стареть, даже если ради этого придется пойти на крайность. Однако время неумолимо, и всякая попытка обмануть его есть лишь свидетельство наличия психологической травмы, говоря современным языком — комплекса.
В костюмах Готье такое прочтение выразилось в том, что королева-мачеха затянута в кожу — точнее в корсет из черных ремней, черные перчатки по локоть и кожаное бюстье. В полном соответствии с разработанной для нее ролью злая ревнивица засовывает отравленное яблоко прямо в рот Белоснежки, словно кляп. И этим отметает последние сомнения в своей сути, поскольку потугам увядающей искусительницы отныне противопоставлена настоящая красота, красота молодой соперницы. Белоснежку Готье одел в белую короткую драпировку, постоянно обнажающую разные части ее тела, так что кажется, будто под ней нет больше ничего. По мысли автора костюма, так должна выглядеть победа подлинной соблазнительности над фальшивой. Довольно резонно! Ну, а для сцены бала и счастливого финала ироничный Готье придумает платье из своих любимых деталей, но отнюдь не делающее героиню смешной: открытый кринолин с обручами, прикрытыми нитями бахромы и таким же бахромчатым лифом. Одновременно феерично и элегантно.
Подобные открытые клетки-кринолины Готье позже применит в постановке моцартовской «Свадьбы Фигаро» в Оперном театре Монпелье. Но это уже другая история и другие задачи.
«Белоснежка» в хореографии Прельжокажа, костюмы Жан-Поля Готье, 2008 г

