Табула десятая. Скажи мне, кто твой друг

Выпуск 10
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В буфете Союза композиторов за чашкой дефицитного индийского чая «со слоном» и ванильными булочками по 9 копеек представители самой гуманной профессии сломали немало копий, обсуждая творчество своих коллег. Валерий Гаврилин не любил кулуарных «разборок». Но однажды случайно узнал, что его и Свиридова назвали «отсталой деревенщиной».
Валерий Александрович гордился таким «соседством» и навсегда запомнил первую встречу с Георгием Васильевичем. Вчерашний выпускник Ленинградской консерватории после премьеры вокального цикла «Русская тетрадь» переводил дух в артистической, и вдруг за дверью услышал тяжёлую поступь. В секунду перед ним вырос седовласый человек в массивных очках. Он представился Георгием Васильевичем Свиридовым и протянул ладонь для рукопожатия. С волнением в голосе гость признался, что давно не слышал композитора, который бы так тонко чувствовал первозданную красоту народной музыки.
Табула десятая. Скажи мне, кто твой друг
Короткая встреча стала прологом к многолетней дружбе, несмотря на разницу в возрасте в четверть века. Они одинаково не любили долго разговаривать по телефону и взяли за правило обмениваться письмами, посылая их из одной столицы в другую. Гаврилин вдруг спохватился, что его мелкий и неразборчивый почерк может доставить неудобства близорукому адресату. Пока решал, не обратиться ли за помощью к жене, обычно правящей его каракули, получил почтовый конверт от Георгия Васильевича.
Вечно хмурый на людях Свиридов проникся к Гаврилину отеческой заботой, обращаясь к нему исключительно «Дорогой мой». Гаврилин спешил поделиться мыслями о своей «честной» музыке, которая в циничном современном мире представлялась ему трагически несвоевременной. Георгий Васильевич ради поддержки профессионального духа молодого коллеги бросил дела в Москве и поспешил к нему в Ленинград. Маленькому сыну Гаврилина Андрею не терпелось увидеть человека, похожего, по словам отца, на Деда Мороза: мол, ходит он в валенках и не расстаётся с большой палкой, напоминающей посох. Георгий Васильевич с порога вручил Гаврилину-младшему подарок. Прощаясь со старшим, дал напутствие, что «в условиях уничтожения русского насущного творчества нужно искать общения».
Через год после кончины Георгия Васильевича не станет и Гаврилина. Последняя партитура, оказавшаяся на пюпитре его рояля, была за авторством Свиридова. Музыка навсегда осталась символом их духовной связи.

Последние выпуски программы

Табула двенадцатая. Театр всей жизни

В серьёзном музыкальном интернате наступил час веселья: ребята готовили спектакль по сатирической пьесе Маяковского «Баня». Валера Гаврилин как угорелый носился по актовому залу, стараясь как можно убедительнее продемонстрировать свои комедийные способности. Но утробный бас в его тщедушном теле вызывал лишь обидный хохот.

Табула одиннадцатая. Гениальный двоечник

Серое ленинградское небо заплакало проливным дождём. Валерий Гаврилин по пути из консерватории до дома насквозь промочил единственные ботинки. Их поставили сушиться в духовку. За ночь они скукожились и стали напоминать игрушечные кораблики.

Табула девятая. Сотвори себе кумира

Прозвище «очкарик» в советской школе считалось самым обидным. Валера Гаврилин долго не хотел проверять зрение, пока не смирился с тем, что безнадёжно близорук. С комплексом расстался, когда узнал от однокурсников по музыкальному интернату, что похожие окуляры носил живой классик советской музыки Дмитрий Шостакович.