Откуда появляется музыка

Выпуск 4
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Наверное, изначально вся возможная на свете музыка, то есть все сочетания двенадцати нот и бесчисленного множества ритмов, существует где-то в ноосфере. А композиторы — это приёмники тонких вибраций, умеющие извлекать её из этого информационного бульона, записывать её нотами на бумаге, тем самым материализуя в осязаемой форме.
Затем в дело вступает исполнитель. Когда-то композитором и исполнителем был один и тот же человек. Затем, когда музыка усложнилась настолько, что для её исполнения стали требоваться ансамбли, оркестры и виртуозные солисты, роли разделились.
Но и это ещё не всё. Музыка не рождается, пока у неё нет слушателя. Без исполнителя ноты — только лишь текст, без слушателя звуки — только лишь факт колебаний воздуха.
И вот здесь начинается магия. Уже на уровне контакта «авторский текст — исполнитель» возможно неисчислимое количество интерпретаций. Сколько исполнителей — столько и версий! Но дело в том, что и каждый слушатель создаёт свою собственную версию восприятия исполнения. Если один исполнитель играет для тысячи людей в зале, это будет тысяча разных исполнений. Звуки преломляются в сознании каждого слушателя в зависимости от его опыта, отношения к автору, к личности исполнителя, сиюминутного настроения и даже самочувствия, в конце концов!
Слушатели друг от друга отличаются намного сильнее, чем исполнители. Ведь исполнители все профессионалы своего дела, разброс же слушательской подготовки — от человека, впервые в жизни пришедшего на концерт, до энциклопедически образованного специалиста. И вот в сознании каждого из этой тысячи людей возникает свой вариант музыки. Кто-то сужает услышанное до ограниченности своего восприятия. Бывает и наоборот: слушатель обогащает услышанное своим внутренним миром, и в таком случае мы можем считать его полноправным творческим соучастником процесса рождения музыки! На своём уровне и исполнитель может сузить авторский замысел, а может и придать ему неведомую прежде глубину. Вся эта бесконечная череда комбинаций музыкальных миров разных участников процесса неосязаема и эфемерна, а главное — совершенно неповторима.

Последние выпуски программы

Откуда мы родом

Откуда мы родом? В данном случае мы — это русские пианисты, а откуда — это вопрос, где наши корни, кто наши музыкальные родители и более отдаленные предки. Ведь в нашем деле все родственные связи очень похожи на семейные: учитель нам как отец или мать, ученики одного педагога друг другу братья и сестры.

Моя Alma mater

Московская консерватория. Один из самых уютных уголков Москвы на одной из самых симпатичных улиц старого центра. Чудесный дворик, утопающий в кустах сирени, памятник Петру Ильичу Чайковскому работы Веры Мухиной, вокруг которого так любят отдыхать студенты, грандиозный Большой зал и два флигеля — учебных корпуса, в которых тоже свои концертные залы.

Ода фортепианному звуку

Музыка — искусство звука. Игра на любом музыкальном инструменте — искусство звукоизвлечения. Извлечение звука из инструмента фортепиано технически выглядит как удар деревянного молоточка, обернутого в мягкий фетр, по стальной натянутой струне. Между пальцем пианиста и молоточком есть целая сложная система сообщения, которая начинается с клавиши.