Люди в музыке. Учителя

Выпуск 9
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В музыке очень много разных людей.
Всё начинается с учителя.
Это же невероятно, сколько нужно вложить в маленького человека, чтобы он впоследствии стал музыкантом! Начальный этап — не испортить, поставить руки-ноги-корпус-локти и так далее. Затем, позже, дать настоящую базу, школу, на которой потом всю жизнь будет строиться искусство исполнителя и без которой нельзя вообще говорить о мастерстве. Заложить основы вкуса и стиля, научить выходить на сцену, справляться с нервами — да практически всему должен научить ребёнка учитель до консерватории!
Зачастую это разные люди. Ведь обучение начинающего малыша или работа с завтрашним абитуриентом вуза — это фактически две разные профессии.
Учителя начального этапа — подвижники. Они буквально лепят ручки юного музыканта, налаживают движения так, чтобы избежать мышечных зажимов (то есть фактически на них ещё и ответственность за здоровье ученика), объясняют ему азы нашего искусства на техническом и эмоциональном уровне. И эти первые навыки остаются навсегда. Как важно, чтобы они были верными помощниками на всю жизнь!
Затем, после окончания ДМШ, ученик поступает в училище или колледж и переходит к другому педагогу. Работа над звуком, формой, концепцией и другими важными элементами выходит на новый, более осознанный (в соответствии с возрастом) уровень.
Но случается, что весь довузовский путь юный музыкант проходит под руководством одного учителя. И поразительно, каким универсальным должен быть этот наставник и в плане технологии игры, и как музыкант.
Затем, в вузе, общение более творческое, уже не столь детализированное в плане внимания к технологии. Зато вовсю работа над художественными вопросами, поиски себя, своего пути, своих принципов и идеалов.
И завершающий этап обучения уже взрослого профессионала — ассистентура-стажировка (так у музыкантов-исполнителей называется послевузовское обучение) — огранка, шлифовка.
Низкий поклон всем нашим Учителям!

Последние выпуски программы

Откуда мы родом

Откуда мы родом? В данном случае мы — это русские пианисты, а откуда — это вопрос, где наши корни, кто наши музыкальные родители и более отдаленные предки. Ведь в нашем деле все родственные связи очень похожи на семейные: учитель нам как отец или мать, ученики одного педагога друг другу братья и сестры.

Моя Alma mater

Московская консерватория. Один из самых уютных уголков Москвы на одной из самых симпатичных улиц старого центра. Чудесный дворик, утопающий в кустах сирени, памятник Петру Ильичу Чайковскому работы Веры Мухиной, вокруг которого так любят отдыхать студенты, грандиозный Большой зал и два флигеля — учебных корпуса, в которых тоже свои концертные залы.

Ода фортепианному звуку

Музыка — искусство звука. Игра на любом музыкальном инструменте — искусство звукоизвлечения. Извлечение звука из инструмента фортепиано технически выглядит как удар деревянного молоточка, обернутого в мягкий фетр, по стальной натянутой струне. Между пальцем пианиста и молоточком есть целая сложная система сообщения, которая начинается с клавиши.